СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

Amarok (Spain)

Cтиль: From World Fusion to the Fifth Element

Статус: Unknown

Основной состав: Robert Santamaria - keyboards, Eastern string instruments, harp, accordion, ac. guitar, metal percussion; Marta Segura – vocals; Carlos Gallego – el. guitar, mallet percussion; Mireia Sisquella – saxophones; Manel Mayol – flutes; Robert Abella – violin; Alan Chehab – bass; Pau Zanartu – drums; with: Victor Estrada - Spanish guitar; Kerstin Kokocinski – oboe; Luis Blanco – vibraslap.

Gруппа Amarok, из Испании, была основана композитором и мульти-инструменталистом Robert-ом Santamaria (по профессии палеонтологом) и профессиональной вокалисткой со специальным образованием Lidia-ей Ceron, которая позже уступила место за микрофоном Marta-е Segura. Остальные участники менялись часто, причем, в ранних альбомах все они числились гостями.

Bольшую часть инструментального материала в четырех первых программах проекта исполнял сам Santamaria. Возможно, поэтому музыка во всех них – неспешная, порой, медитативного характера, хотя достаточно оригинальная и, по-своему, интересная. Стиль во всех случаях одинаков – смешение New Age и World Music с элементами Electronic-и, Jazz-Fusion-а и (иногда) Art-Rock-а, с вокалом, напоминающим Enya. Помимо родных, испанских, народных мотивов, чаще всего использовались тюркские и арабские, а также европейские «менестрельские» оркестровки а-ля Средневековье. Хорошо, но ритмически несколько однообразно. В общем, на любителя, как говорится.

Nачиная с пятой программы звучание группы становится роковым и, собственно, подлинно прогрессивным. Базовым стилем выступает «трио» классического симфо-арт-рока, классической академической музыки и фолк-рока. Да, богатство музыкальных колоритов разных народов Земли сохранилось, но уже не в виде сомнительной по определению World Music, а как фолк-роковая составная цельного, триединого, прогрессивного жанра. Местами в наличии также аранжировки с тяжелыми гитарными рифами «во главе» и квази-джазовые нотки. И в вокальном, и в инструментальном отношение альбом “Mujer Luna” имеет нечто общее с “Esprit D’Amor” (1997) замечательной французской команды Minimum Vital.

Tо же можно было бы сказать и в отношении “Quentadharken”, шестого диска Amarok, если бы музыка здесь не находилась в почти постоянном развитии, с очень редкими повторами тем, за исключением некоторых вокальных. Это абсолютный шедевр, который по жанру вполне можно классифицировать и как Fifth Element, невзирая на стилистические схожести с предшественником. Для более продвинутых слушателей работа, тех, кому нравится King Crimson, к примеру, или “Brain Salad Surgery” – самый сложный и самый интересный диск ELP.

Pоначалу может показаться, что предпоследний на сегодня альбом ансамбля, “Sol de Medianoche”, во многом вторит “Mujer Luna” и “Quentadharken”, но вскоре выяснится, что тут снова появились эпизоды (и много), которые иначе как в «истоптанные тапки» стиля World Music никуда не влезают. Лишь в трех – хотя самых продолжительных – композициях мы имеем смешение жанров, а именно Symphonic Progressive, Folk Rock и World Music. Остальные же вещи, в основном, моностилистические, включая прямолинейный кельтский фолк, экзотический, но неудобоваримый африканский плясовой номер, симфо-арт-роковая пьески, включая интерпретацию Abaddon's Bolero из репертуара ELP (1972, “Trilogy”), и так далее. Нет, в целом, “Sol de Medianoche” это, пожалуй, очень даже хороший альбом, но он слишком пестрый в понятии стиля, да, порой, чересчур сфокусирован на фолковых мотивах. Его надо было издать после “Tierra de Especias” – как логический проект переходного периода. Программа 2015 года ровнее и спокойнее (по крайней мере, первая половина этого двойного альбома), местами напоминает Camel с фолковыми интонациями. Стартуйте с “Mujer Luna”, потом слушайте “Quentadharken”, за ним – “Sol de Medianoche” и "Hayak Yolunda". Если последние два тоже понравятся, то можете приступать и к раннему творчеству этого ансамбля.

Дискография:
“Els Nostres Petits Amics” – 1994, “Canciones de los Mundos Perdidos” – 1996, “Gibra'ara” – 1998, “Tierra de Especias” – 2000, “Mujer Luna” – 2002, “Quentadharken” – 2004, “Sol De Medianoche” – 2007, "Hayak Yolunda" (2CD) - 2015.

Титульная страница