СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

Arsenal (Russia)

Стиль: Jazz-Fusion

Статус: Active

Исходный состав (1980-‘81): Alexey Kozlov – alto & soprano saxophones; Igor Saulsky – piano, electric organ; Vyatcheslav Gorsky – piano, synthesizers; Vitaliy Rosenburgh – electric guitar; Victor Zaikin – bass, Anatoli Kulikov – bass; Anatoli Sizonov – trumpet; Eugeny Pan – trumpet; Boris Kuznetsov – trumpet; Vadim Akhmetgareyev – trombone; Valery Taushan – trombone; Alexander Gorobetz – trombone; Stanislav Korosteliov – drums; Vasily Izyumtchenko – drums. Состав (1982): Alexey Kozlov – synthesizers, alto saxophone; Vyatcheslav Gorsky – grand piano, keyboards; Victor Zintchuk – electric & acoustic guitars; Vitaliy Rosenburgh – electric guitar, sitar; Anatoli Kulikov – bass; Valery Brusilovsky – drums; Valentin Diomin – percussion. Состав (1983-’85): Alexey Kozlov – alto & soprano saxophones, synthesizers; Vadim Lotkin – keyboards; Vitaliy Rosenburgh - electric guitar; Valentin Liozov – bass; Victor Sigal – drums; Valery Diomin – percussion; Alexander Beliaev – keyboards; Andrey Vinogradov – keyboards; Michail Alperin – piano; Andrey Baturin – electric guitar. Состав (1986-’92): Alexey Kozlov – alto saxophone, synthesizers; Andrey Denisov – keyboards; Andrey Vinogradov – keyboards; Ivan Smirnov – electric guitar; Anatoli Kulikov – bass; Alexey Gagarin – drums; Valery Diomin – percussion; Alexander Pishchikov – tenor saxophone; Igor Javad-Zade – drums.

Rоссийская группа Arsenal была основана композитором и саксофонистом Алексеем Козловым в 1973 году. Общий стиль ансамбля характеризуется как Джаз-фьюжн, хотя некоторые альбомы содержат значительные отклонения от этой идиомы. Первый, одноименный, альбом был записан в 1977-м, но «Мелодия» издала его в 1980-м. Исполненная арт-роковых мотивов и структур, имеющих отношение к классической музыке, это наименее джазовая программа Арсенала и, на мой взгляд, самая прогрессивная – в классическом (роковом) понимании термина. Однако, большинство критиков и слушателей считают лучшим второй альбом коллектива, «Своими руками» (1982). Именно здесь музыка представляет собой Jazz-Fusion в лучших традициях 70-х, без каких-либо явных заимствований (отличительная черта большинства советских рок-групп), но, все же, классический, что можно трактовать и как традиционный.

Aльбом «Пульс 3» отражает тогда повсеместное увлечение музыкантами новыми веяниями в роке, относящимся к «легким жанрам», но есть на диске подлинная жемчужина – близкая к Арт-Року композиция 'Балаган'. Почти все же прочие треки ритмичны и просты, вплоть до того, что при прослушивании их, в голове возникало понятие «Фанк для аэробики». Четвертый диск, «Второе дыхание», все еще сохраняет фанковую направленность, но с оглядкой на оригинальный стиль. В результате – симпатичная смесь современных ритмов и сложных, арт- и джаз-роковых структур. В англоязычной рецензии на диск я обозначил его стиль как Neo Jazz-Fusion.

Aльбом “V” – пожалуй, самый «навороченный» в дискографии ансамбля. Композиции сплошь сложные, с использованием авангардных тенденций, но развивающиеся исключительно логично. Это мой второй любимый альбом группы. “VI” содержит секции, композиционно схожие с базовым материалом его предшественника, но стилистически он не концептуален (или неоднороден), здесь есть немало и чисто джазовых мотивов, отдельные свободные импровизации.

Nаконец, “Опаленные ветром” (именно, не путать с позднее вышедшей антологией с похожим названием) представляет нам группу, находящуюся в творческом тупике. Короткие композиции просты, многие из них исполнены таких банальных штампов джаза, таких как свинговый ритм, игра нескольких инструментов в унисон (кварту, септиму) и т.п. С этих пор я перестал интересоваться, сделал ли Арсенал что-то новое или нет. Тем более, что в дальнейшем ансамбль стал называться Алексей Козлов и Арсенал. Пользуясь тем, что название группы, так или иначе, изменилось (рост эго Козлова налицо), я не вношу последующие альбомы в дискографию ниже. Кстати, вы не найдете в интернете толковой информации о позднем творчестве; причем, там все слишком запутанно, непонятно, какие альбомы программные, какие концертные, сборники… По моим данным, после 1992 года ансамбль впал в своего рода спячку, а возврат к активности произошел с изданием альбома с характерным названием “Back to Art” в 2002-м.

Дискография:
“Arsenal” – 1980, “Created With Their Own Hands” – 1982, “Pulse 3” – 1983, “Second Wind” – 1985, “Arsenal V” – 1987, “Arsenal VI” – 1988, “Scorched by the Wind” – 1991.

Титульная страница