СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

ВНИМАНИЕ!
Данный материал Справочника в тексте ни единым предложением не
перекликается с одноименной статьей из Музея Прогрессивного Рока, но дополняет ее.

Atoll (France)

Cтиль: Art-Rock

Статус: Active

Основной состав: Michel Taillet – keyboards; Christian Beya – guitars; Andre Balzer – vocals; Jean Luc Thillot – bass; Alain Gozzo – drums; Richard Aubert – violin.

Gруппа Atoll, из Франции, образовалась еще в начале 70-х, но по окончании той декады выпускает альбомы исключительно редко. Лучшими, на мой взгляд, являются две первых ее программы, хотя третья уступает им немного. Что объединяет "Musiciens Magiciens" и "Tertio" это стиль: классический симфо-арт-рок с влиянием Yes (“Close to the Edge”, Side B) и – меньшим – Genesis (“Trespass”), особенно в третьем альбоме, где, наоборот, влияние Yes еще больше, хотя также есть пара эпизодов симфонического спейс рока. Впрочем, оригинальных идей у Atoll было тоже навалом, и их звучание в целом едва ли можно спутать с чьим-либо.

V составе, исполнившем "L'Araignee Mal", был скрипач, соло которого носили исключительно джаз-фьюжновый характер, разнообразя музыку, но не влияя существенно на основной стиль, который – тот же, что и в двух ранее указанных дисках. В определенном отношении альбом был творческим пиком группы, но после его издания скрипача, почему-то, «попросили» из группы.

Pервый англоязычный альбом Atoll издали спустя два года после "Tertio", и поет там никто иной как John Wetton (вот уж всем варягам варяг). Музыка здесь соответсвует «велениям времени» - набор, в основном, прото-прогрессивных и просто роковых песен м припевами и рефренами. Многие группы распадались после таких вот экспериментов, компромиссов с мейнстримом. Распался и Atoll.

Rеформировал ансамбль гитарист Christian Beya, участник группы со второго альбома, при полном отсутствии кого-либо из оригинального состава. Изданные под его началом два диска представляют собой синтез классического Арт-Рока и Нео, но вполне добротный, особенно в программе “Ilian” (не знаю, почему многие критики плюются). Влияние Yes почти исчезло, или, если быть точным, заметно лишь в одной вещи в “L’Ocean”, которая немного напоминает мне лучшую композицию из альбома “Tormato”, ‘Don’t Kill the Whales’. Моя основная проблема, связанная с пятым релизом Atoll-a, касается трех последних треков. Зачем было «добивать» 41-минутный диск номерами, звучащими как смесь ‘Voice of America’ (Asia – “Astra”) и одноименной с альбомом Genesis “Invisible Touch”? Чтобы получить еще 10 минут звучания. Очередная жертва CD-синдрома…

Pоследний же на сегодня альбом группы – почти шедевр, в моем понимании. Здесь больше аранжировок в стиле классического арт-рока, добавлены элементы прог-метала, джаз-фьюжна и мотивы восточной музыки. Одна из композиций, исполненная только на камерных инструментах, напоминает о музыке Барокко. И никаких довесков. Пожалуй, лучше, чем "Tertio". Иначе говоря, это альбом номер три в дискографии ансамбля. Более того, популярность этой программы и за пределами Франции привела к тому, что спустя десять лет вышла ее англоязычная версия. Но в дискографии ее, конечно, нет.

Дискография:
"Musiciens Magiciens" – 1974, "L'Araignee Mal" – 1975, "Tertio" – 1977, "Rock Puzzle" – 1979, “L’Ocean” – 1989, “Illian” – 2003.

Титульная страница