Основной состав: Arjen Lucassen – el., ac. & bass guitars, vintage keyboards; Erik Norlander (Rocket Scientists) – vintage keyboards, vocoder; Rob Snijders (Celestion Season) – drums; with: Lana Lane (solo, жена Эрика Норландера), Damian Wilson (Threshold, ex-Landmarq, а также нынешний исполнитель роли Иисуса Христа в рок-опере “Jesus Christ Superstar”) и еще ряд очень известных вокалистов.
нтернациональный проект Ayreon (имя Arjen по-английски) был основан голландским мульти-инструменталистом и композитором Arjen-ом Lucassen-ом в первой половине 90-х, когда ему было уже за 30. Это определенно далеко не бедный человек, так как частое приглашение звезд современного Прогрессива – и в больших количествах – для участия в его альбомах стоит очень немалых денег. Аудитория проекта делится на две категории – тех, кто просто обожает его и тех, кто терпеть не может (которые, впрочем, в относительном меньшинстве). После приобретения на Горбушке и знакомства с двумя первыми программами Ayreon-а я понял, что отношусь ко второй из вышеназванных категорий. Нет, я понимал, что музыка проекта лучше многих исполнителей Neo Prog-а, таких как Castanarc или ранняя Arena… Но нарочито помпезное звучание «Последнего Эксперимента» с псевдофилософскими текстами песен, гимноподобными интро и интерлюдями показались мне жалкой пародией на «Легенды и Мифы о Короле Артуре и Рыцарях…» Rick-a Wakeman-a. И действительно, исполненный Arjen-ом в одиночестве, этот альбом имеет полусинтетическое звучание, а пение его автора, особенно в хоровых партиях, записанных с использованием наложений, не шло ни в какое сравнение с вокальной палитрой той программы Уэйкмана. Второй диск, «Актуальная Фантазия», не понравился мне еще больше – вещь более примитивная, чем среднестатистический Нео. Кстати, это единственный неконцептуальный альбом во всей дискографии группы.
днако, много лет спустя, когда один из друзей принес мне третий альбом проекта (настоящая рок-опера, первый с участием приглашенных музыкантов и активным задействованием винтажных, аналоговых, клавишных инструментов), тот меня зацепил, хотя и не настолько, чтобы у меня появилось желание возвращаться к нему снова и снова. Но когда стиль Ayreon из помпезного симфо-арт-рока – хотя и не Нео – трансформировался в классический симфо-спейс-рок, а затем в Space Metal, что произошло в 2000-м, я уже оценил творчество Arjen-а и признал того вполне приличным композитором. По крайней мере, выделил его из довольно большого числа других современных авторов, невзирая на то, что первый из альбомов концептуального «дуэта» того года был создан под сильным влиянием Pink Floyd-овского “Wish You Were Here”, а второй, хотя и тяжелый, и прогрессивный, не слишком глубок композиционно. Jeanne D'Ark из Eloy-евского, стилистически несколько схожего, альбома “Destination”, до сих пор звучит намного интереснее и свежее, впрочем, как и программа в целом. В общем, я себя выдал… Как поэт и рассказчик, впрочем, Arjen – подлинно неординарная личность, с большим талантом. И как звукорежиссер он очень вырос с годами.
чередной альбом проекта, “The Human Equation”, мне сегодня видится одним их самых слабых. Опять Arjen пыжится «быть как», на сей раз в отношении Dream Theater, но тщетно. Музыку в целом иначе как Neo Prog-Metal-ом не назовешь, причем, там немало и настоящего барахла – слащавых баллад, помпезных AOR-подобных распевок, откровенно «плоских» аранжировок. Даже Symphony X лучше, пожалуй. (Но Royal Hunt или Epica, все же, слабее.) Седьмой диск с двоичным кодом в качестве названия по всем параметрам должен был, вроде, поставить точку в истории проекта. Музыка здесь – банальный амбиент со скучным женским вокалом. Но последний на сегодня альбом, «Теория Всего» оказался лучше любого из его предшественников. Его единственный, хотя и большой, недостаток в том, что он искуственно разбит на множество треков. Формально, этот «двойник» содержит 4 sidelong-овые вещи, каждая протяженностью в 20 с лишним минут, но они создают мощное впечатление только, если слушатель сумеет воспринять их целостно, заставив себя не концентрировать внимания на отдельных треках. Зачем Arjen разбил сюиты на множество отдельных вещей, непонятно, но это было большой ошибкой. Тем не менее, синтез симфо-арт- и спейс-рока, представленный здесь, композиционно почти безупречен.
апоследок, стоит отметить, что большинство альбомов Ayreon-а состоят из двух компакт-дисков. Тяжело долго слушать то, что даже в подметки не годится Pink Floyd-овской “Стене”, не говоря уже о “Заклании Агнца на Бродвее” группы Genesis…
Дискография:
“The Final Experiment” – 1995, “Actual Fantasy” – 1996, “Into the Electric Castle” – 1998, “The Universal Migrator-I: The Dream Sequencer” – 2000, “The Universal Migrator-II: Flight of the Migrator” – 2000, “The Human Equation” – 2004, “01011001” – 2008, “The Theory of Everything” – 2013.