СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА BEATLES
Титульная страница
 

ВНИМАНИЕ!
Данный материал Справочника в тексте ни единым предложением не
перекликается с одноименной статьей из Музея Прогрессивного Рока, но дополняет ее.

Beatles (UK)

Стиль: От Ритм-энд-блюза к progressive Hard & Art-Rock

Статус: Disbanded

Состав: Paul McCartney (vocals, bass), John Lennon (vocals, rhythm guitar), George Harrison (lead guitar), Ringo Starr (drums).

Об этом легендарном ансамбле — верховном "Божестве" рок-музыки — написано столько, что, право, на этот счет едва ли можно сделать серьезное дополнение к известному.

Pрямые наследники американского рок-н-ролла 50-х, Beatles поначалу почти не были известны за пределами своего родного Ливерпуля. Образно выражаясь, их выручила Германия (как, кстати, и "Дип Перпл", и множество других именитых ансамблей), куда они уехали в 1960 году. В одном из гамбургских клубов "Битлз" стали работать по 8—10 часов в сутки за весьма скромную плату, пока на них не обратил внимание очень известный тогда английский рок-н-ролльщик Тони Шеридан. В итоге "Битлз" стали его аккомпаниаторами и записали студийный альбом "Тони Шеридан и Битлз", с которого, по понятным причинам относительно авторских прав Шеридана, не принято начинать битловскую дискографию.

Kороче говоря, Шеридан вытащил "Битлз" на международную шоу-орбиту, и с 1961 года их дела пошли самостоятельным образом. Осенью этого же года "Битлз" заинтересовался владелец магазина грампластинок Брайен Эпштейн, который с тех пор и на долгие годы стал менеджером и просто другом и помощником великой четверки. В декабре "Битлз" претерпели коренные изменения в составе: ушел Сатклифф, и они стали тем, чем им положено было быть — квартетом. Маккартни окончательно переключился на бас-гитару, а Эпштейн занялся поисками записывающей компании. Поначалу он наведался в "Декку", но там ему отказали (впоследствии "Декка" еще раз проглядела великую группу—"Генезис", см.), а согласие дала тогда малоизвестная компания "Парлофон". Впрочем, глава "Парлофона" Джордж Мартин поставил условие: сменить барабанщика Пита Бесга. Фаны "Битлз", услыхав об этом, были очень недовольны, но решение было принято, и в документах рок-истории оказалось вписано имя Ринго Старра (настоящее имя Ричард Старки, р. 1940).

Pервый авторский сингл "Битлз" под названием "Люби меня" был записан на "Парлофоне" в декабре 1962, а дебютный альбом — в начале 1963 года. Диск включал в себя сразу три международных хита, и к 1964 году "битломания" охватила весь земной шар, а группа "всех времен и народов" начала восхождение к вершине популярности, доселе непокоренной.

B 1964 году "Битлз" снялись в кинофильме "Вечер трудного дня", музыку к которому написали сами. Активно работал авторский дуэт Леннон — Маккартни, и за год коллектив, как правило, имел музыкального материала минимум на два гиганта. В это же время сформировался характерный, мгновенно узнаваемый "фирменный" битловский саунд (звучание в целом).

Gоды 1965 и 1966 характеризовали собой тягу "Битлз" к концептуальным текстам, а мелодика песен ансамбля достигла тогда же подлинного совершенства, и все начинали понимать, что это от Бога. На концертах "Битлз" в те годы творилось нечто невообразимое для советского меломана: это была настоящая истерия восторга, исступление экстаза с обмороками поклонниц и давкой у стадионов и концертных залов, принимавших новых идолов.

Mожно прямо сказать, что в данной ситуации "Битлз" приняли единственно верное решение: они практически отказались от крупных концертных мероприятий и посвя¬тили свое дальнейшее творчество замкнутой студийной работе. Изменились и взгляды музыкантов на мир: они как бы сняли с себя розовые очки и увидели те язвы современного земного общества, которые до сих пор были для них заретушированы их молодостью и головокружи¬тельным успехом. Некоторые из "Битлз" обратились к нетрадиционным восточным религиям (Леннон и Харрисон пожертвовали огромную часть своих доходов на строительство храма Кришны в Англии), которые, как указывают западные авторы, помогли им в трудные периоды жизни.

Sтудийная работа принесла свои плоды, которые в отношении великих "Битлз" не кажутся случайными нисколько. В 1967 году был записан монументально-но- ил горский альбом "Клуб одиноких сердец сержанта Псппера", который дал прямой толчок к появлению в рок-музыке таких нынче ведущих жанров как арт-рок, хард-рок и рок-психоделия. В этот наиболее плодотворный и качественном отношении период отравился сверхдозой лекарства страдавший депрессией Брайен Эпштейн (версия самоубийства во время приступа имела место, но стопро¬центного доказательства нет). Теперь акции ансамбля иереходят в руки продюсера "Парлофон", приютившей "Битлз" в трудные первые годы, Джорджу Мартину.

Oправившись от случившегося, "Битлз" вернулись к (•оси любимой работе и вскоре снялись в еще одном фильме —"Волшебное, таинственное путешествие" (1967). Затем последовали два месяца перерыва, после которых был записан еще один шедевр ансамбля — двойной "белый" альбом "Битлз".

Pоследним значительным произведением оказался альбом 1969 года "Эбби Роуд", названный так в честь лондонской улицы, на которой разместились многие ведущие английские студии. В эту же пору личные разногласия между участниками великого квартета достигли своего апогея (особенно между Ленноном и Маккартни), и в начале 1970 года "Битлз" официально объявили о своем распаде. Каждый из бывших участников легендарной четверки сделал впоследствии сольную карьеру.

 

Дискография:
1963 - "Please please me"
1963 - "With the Beatles"
1964 - "A hard day's night"
1964 - "Beatles for sale"
1965 - "Help"
1965 - "Rubber soul"
1966 - "Rarities"
1966 - "Revolver"
1967 - "Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band"
1967 - "Magical mystery tour"
1968 - "The Beatles" (2CD)
1969 - "Yellow submarine"
1969 - "Abbey Road"
1970 - "Let it be"

Дискография с рейтингом

Титульная страница