СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА BLACK SABBATH
Титульная страница
 

ВНИМАНИЕ!
Данный материал Справочника в тексте ни единым предложением не
перекликается с одноименной статьей из Музея Прогрессивного Рока, но дополняет ее.

Black Sabbath (UK)

Стиль: Progressive Doom Metal, Classic Prog-Metal, Cathedral Metal.

Статус: В активе.

Состав исходный: Tony Iommi (guitars, keyboards, flute), Geezer Butler (bass), Bill Ward (drums), Ozzy Osbourne (vocals).

Изменения состава:

1973: в качестве "гостя" на клавишных вместе с Iommi работает Rick Wakeman (Yes).

1975: приглашен "свободный" клавишник Gerald Woodroffe (позднее - штатный органист сольных проектов Robert Plant из Led Zeppelin).

1977: Вудрафф заменен на Don Airey (прямиком из джаз-роковой группы Colosseum, позднее - Ozzy Osbourne, Deep Purple).

1979: из группы за регулярное пьянство и пропуск репетиций отчислен Ozzy Osbourne. На его место принят Ronnie James Dio (ex-Rainbow). Также в штат группы принят на постоянную работу клавишник Geoff Nicholls (ex-Quasar).

1981: по болезни покидает группу Билл Уорд, его заменяет Vinny Appice. Теперь в Блэк Саббат аж три музыканта с итальянскими корнями. (Фильм с Борисом Карлоффом в главной роли, название которого было позаимствовано для группы, тоже, кстати, итальянский.)

1983: Дио начинает сольную карьеру, вместо него приглашен Ian Gillan (заглавная ария в рок-опере Jesus Christ Superstar, Deep Purple, solo). Возвращается в строй Bill Ward.

1984: в возродившийся Deep Purple возвращается Гиллан, собирается начать соло-карьеру Батлер в составе Geezer Butler Band (неудачно - не было выпущено ни одного альбома), покидает рок-сцену вообще в результате заболевания сердца Билл Уорд. В составе остаются лишь Iommi и Nicholls. После множества различных проб и поисков для записи очередного альбома выбраны Glenn Hughes (vocals, ex-Trapeze, Deep Purple), Dave Spitz (bass), Eric Singer (drums, позднее - Badlands, Kiss).

1987: Йомми и Николс вновь целиком меняют состав музыкантов. Теперь это: Tony Martin (vocals), Bev Bevan (ELO, ранее уже неоднократно помогавший своему другу Йомми на концертах вместо больного Уорда, drums) и Bob Daisley (Rainbow, Ozzy Osbourne, bass).

1989: меняются басист: Laurence Cottle (ex-Alan Parsons Project) и ударник: Cozy Powell (ex-Rainbow, Whitesnake, ELP).

1990: меняется только басист: Neil Murray (ex-Colosseum, Whitesnake).

1992: группа реорганизована в составе 1981 года: Йомми, Батлер, Дио, Эпписи + Николс.

1994: Дио и Эпписи возвращаются в Dio, певцом снова становится Мартин (после долгих уговоров, однако), на месте ударника - Bobby Rondinelli (воспитанник джаз-роковой легенды Brand X). Николс, наконец, становится полноправным участником Black Sabbath (который, в свою очередь, впервые официально становится квинтетом) - к сожалению, ненадолго: см "первую реформацию" ниже.

1995: группа реорганизована в составе 1990 года: Йомми, Николс, Мартин, Пауэлл и Мюррей.

1997-2006: реформация оригинального - первого классического состава: Йомми, Батлер, Уорд и Осборн + Джефф Николлс за клавишными, но опять в качестве гостя. Уорд не совсем здоров, чтобы постоянно переезжать с место на место во время гастролей, и на концертах, последовавших за изданием альбома "Reunion", его чаще всего заменял не кто иной как Винни Эпписи.

2007-2010: реформация второго классического состава: Йомми, Батлер, Дио, Эпписи (но уже, к сожалению, без Николса).

2011-2012: реформация первого классического состава: Йомми, Батлер, Оззи, Уорд (плюс на клавишных гость Adam Wakeman, сын легендарного Rick-а).

2013: Йомми, Батлер, Оззи (+Brad Wilks - drums в качестве гостя).

 
В одной из школ города Бирмингема (Англия) вместе учились Тони "Томми" Йомми (1948), Терри "Гизер" Батлер (1949), прозвище которого в переводе на русский означает «Чудик», и Майкл Джон Осборн (1948). У последнего тоже есть свое прозвище: он обожал сказку "Волшебник страны Озз", всюду ее цитировал, и в качестве будущего сценического псевдонима получил производное от своей любимой сказочной страны, "Оззи". Первые двое были известны однокашникам как большие фантазеры и мечтатели. "Чудик" увлекался чтением книг и пособий по черной магии, сам пытался ставить "опыты", а Йомми ему ассистировал. Осборн поначалу не разделял увлечений товарищей. В общеобразовательном плане он учился неважно и едва дотянул до аттестата. Причем, попутно он успел закончить школу музыкальную — по классу фортепиано.

Тем временем бывшие одноклассники Оззи на волне своей любви к оккультизму и мистике стали сочинять стихи и музыку, подобрали себе барабанщика (им оказался Билл Уорд), позвали Оззи подыгрывать на пиано, а тот решил и запеть... Коллеги не обольщались первыми вокальными пробами Осборна: данных у него поначалу, очевидно, не хватало, но грубоватый голос неплохо вписывался в мрачный, тягучий стиль новой группы, и они начали репетиции. Группу назвали "Редкая Порода", и было это в первые дни 1969 года. Через несколько месяцев название переделали: "Земля". А когда вошедший во вкус Оззи написал текст к песне "Новый Франкенштейн", своей таинственной темой как бы довершавший мистический образ стиля группы, название сменили в третий — и последний раз. Уж оно-то — Black Sabbath — в точности соответствовало как настроениям четверки, так и их нарождавшемуся творческому кредо.

Однако кое-кому из английских магиози (читай — деятелей от магии) все это не понравилось: Черная Суббота, Шабаш Темных Сил... В этом слышалось кощунство. В древности суббота — день святой, благочестивый, праздничный, а тут такое название — разгул нечисти в субботу!.. И один из авторитетных магов публично предостерег зарвавшихся юнцов: в случае, если они немедленно не переменят название группы, их сообщество применит все свои магические силы, чтобы проклясть еретиков. Интересно и страшно. Что было делать?

К этому времени первая пластинка ансамбля в качестве пробного шара уже готовилась к выпуску фирмой "НЕМС рекорде". Менять название было поздно¬вато, да и не хотелось ломать столь искренне и успешно созданный имидж. Кому-то в голову пришла идея: все проклятья подвластны дьяволу, а значит, нужно просто надеть кресты и не бояться гнева "авторитета". Так и поступили. С той поры кресты стали неотъемлемыми атрибутами группы как в одежде, так и на сцене, и в оформлении пластинок. И было несколько странно видеть Оззи, порой выступавшего от "лица" Сатаны, например, в турне "Властелин реального мира", с крестиком на шее... Впрочем, странно это выглядит только с первого взгляда. Тот, кто серьезно интересовался творчеством "Блэк Саббат", безусловно, знает, что образ Зла, разработанный Оззи и его коллегами, выглядит не как призыв к насилию или торжеству "темных сил", но как предупреждение.

Итак, надев кресты, они сохранили название. И не ошиблись: вышедший в январе 1970 года диск под общим названием "Блэк Саббат" не оставил им никаких шансов на дальнейшее прозябание. Слушатели приняли сказочную группу сразу, и дебютировавший состав попал'на 16-е место в национальном хит-параде Великобритании, как раз рядом с "Лед Зеппелин". Наступила эпоха Метала, как жанра вообще, и прогрессивного Дум-метала в частности.

Более полно позиции "Блэк Саббат" проявились в следующем альбоме, "Параноид" (вышел в конце 1970). Особенно четко выразить свое отношение к истории, равно как и к современности, музыкантам удалось в заглавной вещи диска "Свиньи войны". А сама песня "Параноид" получила международное признание и стала классикой. Это позволило говорить и о признании в авторитетных музыкальных кругах, которые поначалу косились на колючую группу, не желающую, "как все", петь модные тогда песни о любви и цветах...

Мрачная тень войны присутствует и в третьей программе, "Властелин реального мира", пожалуй, наиболее глубокомысленной из четырех первых. Дебютный "хет-трик" продюсировал Роджер Бэйн; записанные дома в Англии Тони Элломом все эти альбомы стали "золотыми".

Золото по количеству проданных копий получил и следующий диск "Том-4", впервые записанный за океаном в Лос-Анджелесской студии "Рекорд Плант" Патриком Миханом (продюсер) и Виком Смитом (звукорежиссер).

Пятая же работа Блэк Саббат, "Sabbath Bloody Sabbath", стала платиновой. Теперь статус "Блэк Саббат" как супергруппы не смущал уже даже самых взыскательных меломанов-интел¬лектуалов. Если для первых четырех дисков было характерным "нагнетание тяжести", вязкие и мрачные гитарные риффы, то в альбоме 1973 года (хотя, скорее, ’74-го – в продаже он появился лишь в январе) творчество группы заиграло новыми гранями. Здесь очень заметно влияние традиционно классических элементов, средневековых мадригалов. «Металл» значительно смягчился разнообразием клавишных, акустической гитарой.

Очередной диск из-за конфликта с менеджером вышел лишь два года спустя. "Саботаж" (1975) подтвердил возросший класс "Блэк Саббат" и закрепил тенденцию сближения с классикой. В этом шедевре прослушивается превосходный хор и даже симфонический оркестр. Текстовая концепция в этой работе еще оставалась прежней — мистика плюс социальный протест.

Но уже в следующем альбоме "Торжество техники" изменилось многое: группа еще выше шагнула вверх и вышла за рамки созданного ею стиля в сторону усложнения. Партии органа впервые исполнил человек "со стороны"— Джералд Вудрафф, и он не подкачал. Автор большинства композиций Тони Йомми после этой работы был признан лучшим хард-роковым гитаристом мира, обогнав таких корифеев жанра как Ритчи Блэкмор и Джимми Пейдж. Музыка "Блэк Саббат" в "Торжестве техники" предстала столь же футуристичной, как и тексты: из глубины средневековья поэзия группы шагнула в не менее таинственное будущее.

Работа 1978 года "Забудь о смерти" (о жизни летчика-истребителя, на клавишных — Дон Эйри из джаз-роковой группы Colosseum, впоследствии — штатный органист сольных проектов Оззи) получилась еще более сложной и виртуозкой, чем предыдущая. Появились многоструктурные, даже джаз-роковые композиции, и... новую работу не поняли или не захотели понять. Слишком откровенным был разрыв с прошлым, со стилем, принесшим известность, уход в мир полижанровых произведений. И некоторые поклонники стали отворачиваться от "Блэк Саббат". В это же время, подлив масла в огонь кризиса, из группы увольняют Осборна.

В это время из группы "Рэйнбоу" освободился хороший певец Ронни Джеймс Дио, чтобы подобно Осборну заняться сольными проектами. Но когда Йомми, Батлер и Уорд перехватили его и предложили поработать в "Блэк Саббат", Дио тут же согласился. Ему давно нравился стиль этой команды, он увлекался, как и Осборн, средневековой поэзией и отнюдь не прочь был стать членом "Блэк Саббат".

Договорившись таким образом с Дио, музыканты пригласили на место клавишника Джеффа Николса (ставшего с тех пор постоянным участником "Блэк Саббат") и в начале 1979 года засели в студии города Майами (Флорида, США) записывать новую пластинку. Это была та же "Критерия Стади", где был записан эпохальный альбом "Торжество техники". Судя по всему, музыканты рассчитывали возвратиться к музыкальным сюжетам прошлых лет, однако вышло все несколько иначе. Если продюсерами прошлых работ "Блэк Саббат", начиная с 1973 года, выступали в основном сами музыканты, то новый диск взялся вести знаменитый "хитмейкер" Мартин Берч ("Дип Перпл", "Рэйнбоу", "Уайтснейк", "Блю Ойстер Калт", "Айрон Мэйден" и др.). В начале 1980 года вышла пластинка обновленного состава под названием "Небеса и ад" (к этому времени музыканты перебрались из Англии в Америку, Сан-Франциско, штаб-квартиру разместив в Нью-Йорке). Диск занял в США 4-е место, что, учитывая выраженную коммерческую направленность американского национального хит-парада, было новым прорывом, по крайней мере, в коммерческом отношении. Договор с Дио продолжили, порекомендовав ему глубже вжиться в стиль.

В новой работе ("Законы толпы", 1981, продюсер и режиссер — Мартин Берч) музыкантам удалось вернуться на уровень сложности 1972-‘73 годов. Это был снова старый добрый Дум-метал. Диск имел весьма крупный успех, после чего "Блэк Саббат" дали серию концертов из ранних и поздних вещей, вошедших в двойной альбом «Живое зло» (1982). Дио поет здесь как "свои" вещи из двух последних альбомов группы, так и вещи, когда-то спетые Оззи. Само собой, первые звучали искреннее.

В начале 1983 года на волне успешных выступлений с "Блэк Саббат" Дио прекращает свой контракт с ними и, наконец, в возрасте 41 года, начинает сольную карьеру (поначалу в стиле "Heaven & Hell"). Он прихватил с собой и барабанщика Винни Эпписи, сменившего в ансамбле в 1981 году заболевшего Билла Уорда. Уорд вернулся в строй. Тем более, что в "Блэк Саббат" уже согласился петь легендарный Иан Гиллан (1945, заглавная ария в рок-опере "Иисус Христос Суперзвезда", "Дип Перпл", соло), который в последние годы также обратился к мистике и "грозным" мотивам. Диск "Рожденный вновь" вышел в конце 1983 года. "Черному Шабашу" вкупе с продюсером Робином — также Блэком по фамилии — поразительно удалось собрать в этой программе самые черные и мрачные ноты, имевшиеся у них в арсенале. Альбом получился отменный, с бесподобным вокалом (и дьявольским хохотом) Гиллана.

Несколько месяцев спустя, однако, наступил настоящий кризис. Гиллан возвращается во вновь собравшийся "Дип Перпл", хлопает дверью нездоровый, но мужественный Уорд, джентльменски прощается Батлер (позднее он переберется к Оззи). Йомми остается один. Все карты "Блэк Саббат", теперь изрядно потрепанные, согласно авторским правам вернулись к нему. И он решает сохранить дорогое название, связы- шиощее с юностью... К счастью, рядом остался Джефф Николс — клавишник, пришедший в группу в 1979-м. Именно они вдвоем начали подбирать новых музыкантов. Для записи очередного альбома были приняты: Дэйв Спиц бас гитара), Эрик Сингер (ударные) и Гленн Хьоз (вокал, экс-"Дип Перпл"). Весь материал нового диска, в том числе стихи, был написан Йомми. Программа получилась самой мягкой и лирической в творчестве "Блэк Саббат", как бы в противовес предыдущей. "Седьмая звезда", ознаменовавшая собой третий этап творческой жизни "Блэк Саббат", с новыми — восточными — мотивами, была тепло встречена заскучавшими было и тоже повзрослевшими поклонниками, что, по-видимому, в немалой степени вдохновило Йомми на создание очень сильной и глубокой программы.

Вечный идол (1987), записанный с новым певцом Тони Мартином, чей вокальный диапазон сродни Дио, не занял высоких позиций ни в одном популярном хит-параде, но был восторженно встречен критиками. Так или иначе, в творческом отношении это был несомненный успех. (Замыкает пятерку моих самых любимых альбомов группы.)

В начале 1989 года вышел четырнадцатый по счету программный альбом "Блэк Саббат" под названием "Безглавый крест". Несмотря на то, что эта работа заняла в Британии девятое место, она оказалась несколько слабее предыдущей. К сожалению, постоянные вливания музыкантов из когорты Ритчи Блэкмора ансамблю не всегда идут на пользу. На сей раз соавтором (и сопродюсером) Йомми стал новый ударник Кози Пауэлл (экс-"Рэйнбоу"). Его талант как музыканта и композитора не вызывает сомнений, но о мотивах "Рэйнбоу" пора бы забыть, ибо они только разбавляют торжественную музыку "Блэк Саббат", внося в нее элемент коммерции. Бас-гитаристом в студийном варианте "Обезглавленного креста" был Лоуренс Коттл из "Алан Парсонс Проджект", но во время европейского турне летом 1989 года (вместе с советской группой "Круиз") на этом месте уже был Нил Мюррей, который десять лет до того работал в "Уайтснейк". В этом же составе группа выступала перед москвичами и ленинградцами в 1990-м.

В 90-х Black Sabbath издали концертный альбом (на VHS, 1994) и еще 4 студийных: "Tyr" (1990), "Cross Purposes" (1994), "Forbidden" (1995) - все с Мартином на вокале, а также "Dehumanizer" (1992) - в составе 1981 года. Последний очень силен, тогда как прочие - просто хорошие, не более того.

После реформации оригинального состава последовали активные гастроли группы по всему свету, но с разными ударниками. В декабре 1997-го - запись двух концертов в Бирмингеме и Ливерпуле с Биллом Уордом для двойного альбома "Reunion" (плюс две новые студийные вещи). Альбом появился в продаже на Хэллоуин 31 октября 1998 года. Ввиду перенесенного вскоре после концертов Уордом микроинфаркта (все обошлось благополучно), турне с Black Sabbath продолжил второй официальный драммер группы Винни Эпписи. Группа болталась по фестивалям из года в год, но обещанного нового альбома так и не последовало. В 2006-м Black Sabbath официально "вошли" в Зал Славы Рок-н-ролла, после чего хитрый Оззи поспешил уйти, а за ним и Уорд (который вечно ноет, мол, я в группе-без-Оззи больше не участвую). Дело в том, что, хотя все права на Black Sabbath у Йомми, он вряд ли теперь рискнет использовать имя группы, если в проекте нет 3/4 музыкантов состава, "приведшего" Black Sabbath в Зал.

В период 2004-2005 вышли два альбома Iommi Vs Hughes - "DepSessions" и "Fuzed", с вокалом Глена, само собой. Оба - в стиле Black Sabbath, но если первый, в общем, еще более блюзовый, чем "Seventh Star", то второй - просто классика - умный, тяжелый, плюс содержит одну из самых прогрессивных композиций, когда либо созданных группой (Iommi и Black Sabbath это синонимы). Автор практически всего музыкального - инструментального - материала группы, Тони, тем не менее, уже давно был захвачен идей издаться под своим собственным именем. Сделано, наконец, хотя под двумя именами на самом деле, причем, второе также имеет отношение к Black Sabbath. Смело отношу второй из этих альбомов к дискографии группы, не говоря уже о "The Devil You Know". Тогда как одноименный альбом Iommi 2000-года (солянка, где во всех вещах поют разные вокалисты) и неполноценные студийные программы, "Dep Sessions" by Iommi * Hughes и "Who Cares" by Iommi & Gillan, исключаю.

Реорганизованный второй классический состав выпустил концертный альбом "Live at Hammersmith" (плюс три новые студийные вещи) DVD в 2007-м, и студийный в 2009-м - название смотри в дискографии. После кончины Дио в июле 2010-го группа дала несколько концертов в память о нем, с Гленом Хьюзом в качестве певца. Потом Йомми записал с Ианом Гилланом и Йоном Лордом проект, который был издал в рамках благотворительности.

В 2011-м команда, наконец, собралась в своем оригинальном составе - за вычетом Bill-a Word-a. Был заключен контракт с Vertigo Records (старым, "классическим" лэйблом группы) на издание нового программного альбома, который вышел в 2013-м. Музыка "13" - Doom Metal в традициях ранних альбомов, таких как "Paranoid" и "Vol.4", но чуть более прогрессивная.

 

Дискография:
1970 - "Black Sabbath"
1970 - "Paranoid"
1971 - "Master of reality"
1972 - "Volume 4"
1973 - "Sabbath bloody sabbath"
1975 - "Sabotage"
1976 - "Technical ecstasy"
1978 - "Never say die"
1980 - "Heaven and hell"
1981 - "Mob rules"
1983 - "Born again"
1986 - "Seventh star"
1987 - "The eternal idol"
1989 - "Headless cross"
1990 - "Tyr"
1992 - "Dehumanizer"
1994 - "Cross purposes"
1995 - "Forbidden"
2005 - "Fused" (as Iommi&Hughes)
2009 - "The Devil You Know" (as Heaven & Hell)
2013 - "13"

Дискография с рейтингом

Дискография Tony Iommi:
2000 - "Iommi"
2004 - "Dep Sessions" (with Glenn Hughes)
2012 - "Who Cares" (with Ian Gillan)

Дискография Geezer Butler-solo:
1995 - "Plastic planet"
1997 - "Black science"
2005 - "Ohmwork"

Дискография Bill Ward-solo:
1990 - "Along the way"
1997 - "When the bough breaks"
2015 - "Accountable beasts"

Дискографии Ozzy и Dio:
В соответствующих статьях

Титульная страница