СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

Darxtar (Sweden)

Cтиль: Space Rock

Статус: Active

Основной состав: Soren Bengtsson – vocals, el. & classical guitars; Marcus Pehrsson – slide & bass guitars; Patric Danielson – drums, flute, vocals; Soren Mertensson – organ, synthesizers; Bjorn – el. guitar, mandolins, el. & ac. violins.

Gруппа Darxtar – т.е. Dark Star – образовалась в Швеции в конце 80-х. В качестве основного стиля был выбран Space Rock, вдохновленный наследием легендарной британской команды Hawkwind, следы влияния которой, за исключением джаз-фьюжного компонента, широко распространены в творчестве шведов, хотя в нем хватает и их собственных идей. По бедности, два первых альбома Darxtar записали в студии живьем, за один день или присест, так сказать, без наложений. В результате у разных композиций «за бортом» остался ряд инструментов, которыми музыканты владеют тоже (каждый их них – мульти-инструменталист в определеннной степени), и записи получились довольно «плоскими». Если и знакомиться с этими программами, то лучше бесплатно – если они выложены на каком-либо трекере, конечно.

Pервым полноценно-звучащим, объемным, с очень оригинальной атмосферой, стало их третье творение, "Daybreak". Как и в случае с двумя последующими альбомами, "SJU" и "Tombola", спейс рок здесь не чистой воды, а комбинированный с арт-роком и прог-металом. Если точнее, часть материала представляет собой симфо-психоделический спейс рок (ориентиры Eloy и Pink Floyd), а другая тяжелый спейс рок, или даже спейс метал – тут, по-прежнему, в манере Hawkwind, но, повторю, с атмосферой, присущей только Darxtar. Так или иначе, группа росла от альбома к альбому, постепенно избавляясь от извне привнесенных мотивов, и уже в "Tombola" только 4 вещи из 13 оказались «инфицированными» (основным бенефактором, конечно), тогда как остальные вряд ли подлежат сомнению. На сегодня это лучшая программа ансамбля. Была бы полновесным шедевром, если бы одна из композиций не выпадала из общей картины, представляя собой рок-н-ролл. А ведь без нее диск итак был бы длинным, протяженностью в 65 минут. Вопрос: какова была необходимость тянуть до 70? Ух, этот синдром компакт-диска!

Pрошло 4 года, вышел очередной альбом «Мы пришли слишком поздно». Да, появись Darxtar в 70-е, ее популярность была б во сто крат выше. Но зачем же следовать пресловутым «велениям времени» и идти на сделку с мейнстримом, раз уж так не случилось? Ведь уже сотни раз было доказано, что дело это в подалвяющем большинстве случаев бесполезное, и даже вредное (проанализируйте историю Marillion в качестве примера, начиная с материала о группе в англоязычной версии Википедии). Шестой альбом Darxtar воспринимается как инородное тело в творчестве ансамбля. Время звучания его 53 минуты, но треков тоже 12: четыре песни а-ля Space Rock, отсылающие к “Lightbulb Sun”, самой худшей, глубоко коммерческой, программе Porcupine Tree, четыре трехаккордных хард-роковых номера и четыре простенькие баллады, вокал доминирует почти повсеместно. Как же много и в прогрессивном роке людей, наступающих на одни и те же грабли, невзирая на многочисленные примеры…

Nе обретя новых поклонников, группа на целых 7 лет ушла в подполье, на сей раз решив сыграть ва-банк. В своем последнем на сегодня альбоме они сделали ставку на Pink Floyd, самую популярную и влиятельную прог-группу в мире. Музыка здесь примерно того же характера, что на втором диске альбома “The Wall”, то есть, в основном, медленный, мелодичный симфо-спейс-рок, хотя следы Hawkwind кое-где еще тоже можно отыскать. И что, много обрели Darxtar новых фанов? Стали играть на стадионах? Где там! Даже до былого уровня популярности не дотягивают. В общем, ожидается очередное возвращение «блудных детей» к своему прошлому (стилю).

Дискография:
"Darxtar" – 1991, "Darker" – 1992, "Daybreak" – 1994, "SJU" – 1996, "Tombola" – 2001, "We Came Too Late" – 2005, “Aged to Perfection” – 2012.

Титульная страница