СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

Gunesh (Turkmenistan)

Cтиль: Jazz/World Fusion

Статус: Disbanded

Изменения состава (1980-'86): Rishad Shafi – drums, xylophone; Vladimir Belousov – bass; Oleg Korolev – keyboards; Stepan Stepanyantz – keyboards; Michail Loguntsov – guitars, sitar; Stanislav Morozov – flute, alto sax; Gasan Mamedov – violin; Vagif Rizayev – saxophone; Yusif Aliyev – trombone; Alexander Stasyukevitch – trumpet; Shamil Kurmanov – trumpet; Khajiriza Ezizov – vocals. (1987-‘91): RS; VB; SS; ML; SM; Lev Feryans – clarinet; Ilyas Pasha – guitar; Rakhmed Abdurakhmanov – guitars; Makhtumkuli Niyazov – percussion; Khak Berdy – tabla; Irina Shafiyeva – keyboards, vocals.

Gруппа Gunesh (произносится Гюнеш, а не так как написано на пластинках Мелодии) была основана в середине 70-х в бывшей советской республике Туркменистан и просуществовала вплоть до распада СССР. Самой собой, лидер ансамбля, ударник Ришад Шафиев, не захотел оставаться в (тогда) диктаторской стране и перебрался с семьей на жительство в Россию. Здесь он попытался возродить Гюнеш, но безуспещно. Тем не менее, наследие единственной туркменской прогрессивной группы сохранилось. Все ее альбомы в оригинале были выпущены фирмой Мелодия, но потом Boheme Music переиздала на компакт-дисках их все, только первый и второй вместе на одном носителе (причем в обратном порядке). Кстати, западные рецензенты неверно переводят название второго LP, «Вижу Землю», – как “Looking at the Earth”, то есть «Глядя на Землю».

Pервые два альбома – одинаково высокого качества, несмотря на то, что в “Gunesh" есть несколько композиций с вокалом (на туркменском, но очень красивых, печальных), а в “I See the Earth” лишь одна. Что же касается уровня прогрессивности, то здесь, естественно, выигравает второй: больше места для развернутых инструментальных аранжировок. Хотя ансамбль часто – и не напрасно – сравнивали с Арсеналом, объединяет их только основный стилистический «сюжет», название которому прогрессивный джаз-фьюжн. Впрочем, с другой стороны, музыка Гюнеш это, скорее, прогрессивный World Fusion, ибо она изобилует тюркскими народными мотивами.

U Шафиева была одна из самых гигантских ударных установок в мире: на концертах, за горами барабанов, конгов, бонгов, цимбал и прочего он казался паучком в центре огромной и странной паутины. Однако для первых двух альбомов характерно, в основном, плотное ансамблевое звучание. Это в третьей программе, «45 по Цельсию в тени», он стал иногда выдвигать партии своей «кухни» на передний план, есть и пара эпизодов, состоящих исключительно из барабанных соло – типично концертные номера, редко кем используемые в студийных альбомах. Так или иначе, этот полностью инструментальный диск немного проще своих предшественников, но зато композиции здесь более динамичные, словно специально предназначенные для любителей джаз-рока.

Дискография:
1980 – “Gunesh", 1984 – “I See the Earth”, 1990 – “45 Degrees Centigrade in a Shadow".

Титульная страница