СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

IQ (UK)

Стиль: From Neo to classic symphonic Art-Rock

Статус: Active

Изменения состава: 1981-'85 – Mike Holmes (guitars), Martin Orford (keyboards), Peter Nicholls (vocals), Paul Cook (drums), Tim Esau (bass); 1986-’89 – MH, MO, PC, TE, Paul Menel (vocals); 1990-’06: MH, MO, PC, P. Nicholls (vocals), John Jowitt (bass); 2007-’10: MH, PN, JJ, Mark Westworth (keyboards), Andy Edwards (drums); 2011-’14: MH, PN, JJ, P. Cook (drums), Neil Durant (keyboards).

Aнглийская группа IQ образовалась в 1980 году. Сначала называлась The Lens (в составе Holmes – guitars, bass; Orford – keyboards, flute, vocals; Cook – drums), но сразу после выхода альбома "A Word in Your Eye" в середине 1981-го сменили название на IQ. Первые два альбома группы, “Seven Stories into Eight” (вышел только на кассете) и “Tales from the Lush Attic” сильно напоминают Genesis образца “Trespass”, как в музыкальном отношении, так и в вокальном, ибо тогда молодой Nicholls был еще под сильным впечатлением от Peter-а Gabriel-а и подражал его манере пения.

V отличие от любой иной группы, ставшей частью движения Нео-прогрессива, возникшего в начале 80-х, IQ яростно открещиваются от этого лэйбла: «Мы не Нео-группа!» Но, тем не менее, три их последующих альбома целиком выдержаны в этом стиле. Одновременно, впрочем, группа приобрела «свое лицо», перестав напоминать кого бы то ни было. Особенно поражает трансформация Николса, вдруг обретшего совершенно оригинальный почерк вокального исполнения, которого он придерживается до сих пор. Так или иначе, более или менее богатым на инструментальные аранжировки является лишь первый из этих альбомов (после выхода которого с IQ подписала контракт «мажорная» компания Polydor Records). Оба других изобилуют вокалом, но если “Nomzamo”, по крайней мере, мелодически красив, по-своему исполненный обаяния, то диск 1989 года оказался просто набором незамысловатых псевдо-артроковых песенок, ничем не привлекательных. В 1991-м вышел сборник, в котором было три ранее неизданных вещи, отбракованных при составлении “Are You Sitting Comfortably?” Понятно, почему их не включили – все они замечательно прогрессивны. В общем, как ни старалась группа вписаться в струю мейнстрима под давлением «мажора», ничего не вышло, контракт расторгли. Не их это стезя…

I тогда в 1991-м IQ организовали собственный лэйбл Giant Electric Pea, на котором, помимо «самих себя», издавали еще ряд английских команд, включая сильную прог-метал группу Threshold. С тех пор творчество IQ становилось все лучше и лучше, а элементов Нео в их музыке все меньше и меньше. Великолепны все альбомы, начиная с ”Ever”, но особенно последние три на сегодня, каждый из которых представляет собой бескопромиссный классический Арт-Рок в лучших традициях 70-х. Средне-поздний период творчества группы (с альбома 1993 года) рекомендую всем любителям симфонического Прогрессива. Примечания: В 1998-м группа заново переиграла свой дебютный альбом, добавила несколько «новых» вещей и издала этот материал на CD. Он намного сильнее оригинала, и потому я включаю в дискографию именно его. В 1999-м вышел еще один сборник, почти все песни которого ранее не издавалась, он называется “The Lost Attic”. И последнее: неважно звучавший в оригинале “Tales from the Lush Attic” был ремастирован и переиздан в 2003-м. Тоже, кстати, весьма солидный материал, невзирая на влияния «со стороны»…

Дискография: "A Word in Your Eye" (as The Lens) – 1981/2001, “Seven Stories into '98” – 1982/1998, “Tales from the Lush Attic” – 1983, “The Wake” – 1985, “Nomzamo” – 1987, “Are You Sitting Comfortably?” – 1989, “Ever” – 1993, “Subterranea” – 1997 (2CD), “The Seventh House” – 2000, “Dark Matter” – 2004, “Frequency” – 2009, “The Road of Bones” – 2014.

Титульная страница