СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница
 

ВНИМАНИЕ!
Данный материал Справочника в тексте ни единым предложением не
перекликается с одноименной статьей из Музея Прогрессивного Рока, но дополняет ее.

Iron Maiden (UK)

Стиль: NWBHM, Prog-Metal

Статус: Active

Состав: 1979-'80: Steve Harris (bass, лидер группы, ведущий композитор), Dave Murray (guitars), Dennis Stratton (guitars), Clive Burr (drums), Paul DiAnno (vocals).
1981: - Stratton, + Adrian Smith (guitars).
1982: - DiAnno, + Bruce Dickinson (vocals).
1983-'88: - Burr, + Niko McBrain (drums).
1989-'92: - Smith, + Janick Gers (guitars, ex-Gillan).
1993-'99: - Disckinson, + Blaze Bayley (vocals).
2000: возрождение классического состава 1983 года + Gers. С тех пор изменений не было, только к арсеналу Harris-a и Dickinson-a добавились клавишные инструменты.


Aнглийская группа Iron Maiden образовалась в Лондоне в 1977 году. Ее основал басист и композитор Стив Харрис в нелегкое для арт- и хард-роковых групп время: во второй половине 70-х в Британии преобладали панк-рок и новая волна, а интерес к интеллектуальной рок-музыке снизился до необычайно низкого уровня. Чтобы добиться крупного коммерческого успеха, тогда вовсе не следовало занимать¬ся глубоким творчеством, напротив, в моде были либо легкие песни, либо музыка с острыми социальными текстами (конёк панков).

Dолгое время Iron Maiden находились "в подполье" и лишь в 1979 году, когда субкультура панков пошла на убыль, они рискнули на собственные средства издать сингл с символическим названием "Домашние заготовки". Гитарные риффы, еще более жесткие, чем у Judas Priest (того времени), высокая скорость солирующих инструментов и весьма оригиналь¬ное звучание навели руководителей концерна EMI на верную мысль: подписать с группой контракт. В декабре 1979 года долгосрочный конт¬ракт был подписан, но к тому времени вместо Симпсона в группе бпрабанил уже Клайв Барр, а также добавился пятый участник — второй гитарист Деннис Стрэттон. Таким образом было завершено формирование "лучшей новой группы" 1980 года.

Gруппа положила начало предельно скоростному NWBHM, а значит, и стилю speed metal тоже. Сами Iron Maiden, однако, не ограничивались жесткими риффами гитар, время от яремени они вводили в свои произведения элементы арт-рока, и к ним вполне подходит характери¬стика "Группа прогрессивного металла". До того как в продаже появился их первый диск, Iron Maiden приходилось предварять концертные выступления групп, которые позднее окажутся далеко позади них самих по популярности. Дебютный, одноименный, альбом Iron Maiden занял почетнейшее четвертое место в национальном хит-параде Британии, и тогда стало ясно, что у плеяды ведущих хеви-групп (Black Sabbath, Blue Oyster Cult, Judas Priest и др.) появился серьезный конкурент.

Pиком творческой удачи Iron Maiden многие критики признают диск 1982 года, но альбом 1986 года "Где-то во времени" намного сильнее, на мой взгляд: здесь несколько мягче атаки лидер-гитар, но зато больше оригинальных аранжировок и ярче выделены переходы от хеви к арт-року, красивейшие, надо сказать. Основной композитор группы Стив Харрис в этой программе проявил настоящие чудеса.

Oчередной альбом вышел в 1988 году. Несмотря на то, что он также имел колоссальный успех и восторженные отзывы критиков, скорее всего, это произошло по инерции под впечатлением прошлых побед Iron Maiden. Дело в том, что в "Седьмом сыне седьмого сына" слишком много повторений одной и той же, ведущей в пьесе, темы, нередки копирования старых приемов группы и даже заимствований у других прославленных хеви-групп (к примеру, у Black Sabbath: вспомните вещь "Пророчество" на стороне "В" диска). Справедливости ради надо сказать, что музыканты группы поняли свои ошибки и поспешили заверить своих поклонников, что впредь возврата к такому звучанию больше не будет, и группа вернется к ранней стилистике, в т.ч. в отношении построения композиций. Однако новый диск Iron Maiden, который вышел в 1990 году, лишь отчасти подтвердил высказывание участников.

Pочти все альбомы Iron Maiden – вплоть до последнего на сегодняшний день – оккупировали верхние строчки "металлических" хит-парадов, и поначалу вполне заслуженно. Но если в раннем и среднем периоде творчества музыканты почти постоянно находились в поиске новых идей, то в более позднем их настигла стагнация. С возвращением оригинального вокалиста Брюса Диккинсона в 2000-м (а до того он был занят сольной карьерой на протяжении 7 лет) музыка несколько упростилась, и группа с тех пор играет не только NWBHM, но и традиционный Хард-рок. Тем не менее, последний на сегодня альбом группы, состоящий из двух компакт-дисков "The Book of Souls", вышедший в начале сентября 2015 года, снова поразил ее поклонников. Он состоит, в основном, из композиций средней продолжительности, но три из них превышают 10 минут, одна из которых звучит 18! Одна из самых лучших и прогрессивных программ ансамбля ухитрилась по выходе занять первые места в хит-парадах полутора десятков стран. Равнение на Judas Priest (образца 2008 года), так держать!

Дискография:

"Iron Maiden"— 1980, "Killers"— 1981, "The number of the beast"— 1982, "Piece of mind"— 1983, "Powerslave"— 1984, "Somewhere in time"— 1986, "Seventh son of the seventh son"— 1988, "No prayer for the dying"— 1990, 1992- “Fear of the Dark”, 1995 – “The X Factor”, 1998 – “Virtual XI”, 2000 – “Brave New World”, 2003 – “Dance of Death”, 2006 – “A Matter of Life and Death”, 2010 – “The Final Frontier”, 2015 - "The Book of Souls" (2CD).

Титульная страница