СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница
 

ВНИМАНИЕ!
Данный материал Справочника в тексте ни единым предложением не
перекликается с одноименной статьей из Музея Прогрессивного Рока, но дополняет ее.

Jethro Tull (UK)

Стиль: Classic Art-Rock

Статус: Active

Состав исходный: Иан Андер¬сон (вокал, гитара, бас-гитара, клавишные, перкуссия, флейта, р. 1947), Мик Абрахамс (гитара), Гленн Корник (бас-гитара), Клайв Банкер (ударные).


Aнглийская группа Jethro Tull (названа по имени ученого-аграрника, жившего около 200 лет назад), образовалась в Лондоне в 1967 году. Ее лидер Иан Андерсон впервые выступил в Блэкпулской группе John Evan Band в 1966-м, участники которой позднее и составили ядро легендарного андерсоновского проекта Jethro Tull. А поначалу от блэкпулцев откололись только Иан Андерсон и басист Корник: в декабре 1967 года они прибыли в Лондон и объявили набор музыкантов. Весной 1968 года новый ансамбль успешно выступил на Виндзорском фестивале джаза. Критики охарактеризовали его как восходящую звезду арт-рока, а продюсеры компании "Island" предложили Андерсону подписать контракт на три года.

Pервый диск группы, возглавляемой лучшим флей¬тистом рок-музыки, появился в конце 1968 года. Это единственный альбом Jethro Tull, композиции кото¬рого базируются на блюзовой гитаре (манера Мика Абрахамса). Иан Андерсон, однако, тяготел к несколько иной форме музыкального выражения, а именно к арт-року в духе менестрельских баллад со значительным влиянием хард-рока. Для этой цели наиболее подходящими гитаристами были Тони Йомми и Мартин Барре. Йомми вскоре основал Black Sabbath, а Барре успешно закрепился в Jethro Tull и вскоре стал одним из самых виртуозных рок-гитаристов. Итак, вместо Абрахамса, ушедшего в группу Bloodwin Pig (вместе с бывшим гитаристом Yes Питером Бэнксом), место лидера-гитариста в Jethro Tull прочно занял Мартин Барре.

Sачиная со второго альбома стиль группы укрепился в рамках "тяжелого" арт-рока с выраженными гитарными риффами и удивительными импровизациями флейты Андерсона. Такого в истории рок-музыки до сих пор не было, и ансамбль очень быстро занял место в символической пятерке самых новаторских групп мира вместе с Beatles, Rolling Stones, The Who и Led Zeppelin.

Sачиная с 1970 года продукция Jethro Tull имеет большой успех во всех развитых странах, но от диска к диску композиции группы становились все более сложны¬ми и глубокими, что (невзирая на высочайшее качество музыкального материала тех лет) в 1973 году привело к конфликту с критиками музыкальных изданий, обвинивших ансамбль в излишней "вычурности" и "заумности". В ответ на это обвинение Jethro Tull один только раз попробовали вернуться к доступной и простой манере изложения своих песен (диск 1974 года), но тут возмутились слушатели, которые ожидали от группы дальнейших серьезных разработок. В итоге мнение поклонников музыканты справедливо взяли за основу, и большая часть дальнейшего творчества ансамбля состоит из высококлассных арт-альбомов с изумительной музыкой, подражать которой до сих пор еще не взялся никто. Из дискографии в период с 1970 по 1980 год трудно выделить какой-то один диск в качестве лучшего. Легче указать на те, что чуть слабее: это альбомы 1974, 1976 и 1979 года. В концептуальном плане наиболее глубокомысленны философские работы 1972 и 1973 годов, хотя альбомы 1970, 1978 и 1980 годов – тоже, в целом, шедевры.

V начале 70-х в Jethro Tull к Иану Андерсону вернулись его бывшие коллеги по John Evan Band (Джон Ивэн: клавишные, Бэрримор Барлоу: ударные и Джеффри X. Хэммонд: бас-гитара), что способствовало стабильно¬сти много лет. Кризис настиг этот замечательный коллектив лишь в начале 80-х: альбомы 1982 и 1984 годов были слишком загружены оркестровками, порой с выраженным электронным звучанием, а лидер-гитара несколько отошла на второй план. Силы для возрож¬дения были найдены Андерсоном в середине десятиле¬тия. Два альбома, изданных группой во второй половине 80-х, несомненно, останутся в ряду шедевров не только в дискографии группы, но и в истории рок-музыки в целом. В тот период (почти полного уныния в лагере арт-рока), альбом "Рок-остров" воистину являлся островом спасения в море развлекательной коммерческой продукции.

V 90-х группа издала четыре альбома, но только второй (двойной) и третий из них оказались отличными во всем отношениях, тогда как два прочих несколько недотягивают до этого статуса. На протяжении первой декады нового столетия группа была малоактивна, издав лишь «Рождественский альбом», на котором лишь часть композиций – ее собственные новые сочинения, а прочие – перепев традиционных рождественских песен. Возврат к активному творчеству произошел лишь в начале 2011 года, когда Jethro Tull начали записывать продолжение их легендарного альбома "Thick as a brick", но выйдет он, почему-то, как сольник Андерсона – в 2012-м.

Дискография:

"This was"— 1968, "Stand up"— 1969, "Benefit"— 1970, "Aqualung"— 1971, "Thick as a brick"— 1972, "A passion play"— 1973, "War child"— 1974, "Minstrel in the gallery"— 1975, "Too old to rock'n'roll; too young to die"— 1976, "Songs from the wood"— 1977, "Heavy horses"— 1978, "Stormwatch"— 1979, "A"— 1980, "The broadsword and the beast"— 1982, "Under wraps"— 1984, "Crest of a knave"— 1987, "Rock island"— 1989, "Catfish rising"— 1991, “Nightcap” (2CD) – 1993, “Roots to Branches” – 1995, “JT Dot Com” – 1999, "Thick as a Brick II"-2012, "Homo Erraticus"-2014.

Ian Anderson-solo: "Walk into light"-©1983, "Divinities: Twelve Dances with God"-©1995, 2000-"The Secret Language of Birds", 2003-"Rupi's Dance".

Титульная страница