СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

Phideaux (USA)

Cтиль: Proto-Art-Rock to classic Symphonic Progressive

Статус: Unknown

Изменения состава: (2002-’03): Xavier Phideaux – vocals, guitars, bass, el. sitar, keyboards; Richard Hutchins – drums; Julie Hair – bass; Kramer – keyboards, guitars, bass; with: Valerie Gracious – vocals; Ariel Farber – vocals. (2004): XP; RH; Mark Sherkus – keyboards, guitars; Sam Fenster – bass. (2005-I): XP; RH; MS; Gabriel Moffat – dobro; with: JH; VG; AF; Linda Ruttan – vocals; Molly Ruttan – vocals. (2005-II): XP; RH; MS; VG; AF; GM; with: Chris Bleth – flute, oboe, sax; Stefanie Fife – cello, violin. (2006): XP; RH; VG; AF; GM – el. & ac. guitars; Arlan Shierbaum – vintage keyboards; with: LR; MR; Stefanie Fife – cello; Probyn Gregory - sax, woodwinds; Hiker Frostbelt - flutes, zurna. (2007-‘08): XP; RH; MS; VG; AF; GM; Matthew Kennedy – bass; with: LR; MR; Paul Rudolf’s Symphonic Orchestra. (2009-‘11): XP; RH; MS; VG; GM; MK; LR; MR; AF – v-s, violin; Johnny Unicorn – keyboards, saxophone, vocals.

Gруппа Phideaux (произносится Фидо) была основана композитором и мульти-инструменталистом Ксавье Фидо, американцем с французскими корнями, в самом начале нового столетия. Справедливости ради стоит заметить, что свой первый сольник Фидо выпустил еще в 1992-м, но, записанный им в одиночестве, тот альбом получил такие разгромные рецензии, что его автор на добрый десяток лет ушел в «подполье», и отвергает его принадлежность к своей дискографии. Так же поступим и мы. Таким образом, официально считается, что музыкальная карьера Phideaux берет свое начало в 2001-м, когда музыкант занялся сочинением вещей для альбома "Fiendish". В 2002-м у него уже была полноценная рок-группа, и они засели в студии записывать программу.

Tворчество Phideaux нет возможности представить, рассматривая каждый диск в отдельности, ибо альбомы не только разнятся между собой, но и сами по себе стилистически неоднородны. Впрочем, я попробую... Дискография легко делятся на три категории – прото-прогрессивные программы (корни которых, как правило, простираются от второй половины 60-х до начала 70-х), смешанного характера и 100-процентно прогрессивные. Главное то, что почти все они без исключения исполнены искреннего вдохновения и свежести, довольно редких качеств современной рок-музыки, и доставляют удовольствие и после многих прослушиваний – даже самые простые из них, "Fiendish" и "313". Что касается «почти», диск "The Great Leap" содержит уж слишком прямолинейные и ритмичные песни, отсылающие к самому «плоскому» Neo Prog-Metal-у, AOR-у и даже мейнстриму – единственный альбом проекта, который можно пропустить.

A "Fiendish" и "313" оба видятся мне как причудливый, во многом новаторский, синтез прото-арт-рока, спейс рока и хард рока. Короче говоря, если вам нравятся ранние Procol Harum и Renaissance, Supertramp и Electric Light Orchestra, Queen и The Moody Blues, Alan Price-овский “Oh Lucky Man” и “Tommy”, первая рок-опера The Who, а также баллады The Beatles и Pink Floyd, вы обязательно полюбите и "Fiendish", и "313". Немного забегая вперед, надо заметить вот еще что. Не прибегая к приглашениям «звездных» музыкантов, в отличие от множества современных прог-проектов, включая Ayreon, Фидо при помощи друзей создает творения, которые намного искреннее и интереснее, чем подразумеваемые выше. И, кстати, понятие рок-оперы применимо к любому из альбомов Phideaux, даже к поздним работам, где количество вокальных секций меньше, чем инструментальных.

Dве другие программы из первой фазы творчества проекта, "Ghost Story" и "Chupacabras", предназначены уже для несколько более подготовленного слушателя, особенно вторая из них. Обе они, помимо прото-прогрессивного материала, включают в себя интеллектуальные произведения, из которых особо выделяется 21-минутная пьеса, давшая название диску "Chupacabras". Она во всех смыслах является апогеем творчества Phideaux периода 2003-'06 – мультисекционная симфо-проговая сюита камерно-рокового звучания с интерлюдиями классической музыки, исполненная в самых лучших традициях жанра периода его расцвета. Легкие тени Procol Harum, Genesis, Yes, Pink Floyd и Led Zeppelin растворяются в атмосфере этого альбома так же неожиданно и быстро, как появляются. А какой там богатый инструментарий... смотрите Составы выше! "Ghost Story", в свою очередь, содержит полу-эпический симфо-арт-роковый номер высшего класса. Есть там и любопытные разработки в стиле тяжелого спейс-рока, немного напоминающие Hawkwind, что-то от Pink Floyd 1970-'71 годов, что-то от Queen, особенно в гармонических вокальных партиях... много хорошего, в общем.

Pоздние три программы прото-прогрессивного материала почти не содержат. "No 7" чуть более доступна, чем прочие две. Здесь музыка варьируется от винтажного симфо-арт-рока с отголосками Rick-а Wakeman-а и Camel-а середины 70-х до симфо-спейс-рока начала 80-х с некоторым влиянием Eloy и The Alan Parsons Project. Композиция же, исполненная на акустической гитаре, вызывает в памяти имя Steve-а Hackett-а. Есть моменты классической музыки, фолк-рока и даже квази-джаз-фьюжна.

Pредшествующий "No 7" шестой диск группы, “Doomsday Afternoon”, показался мне чем-то вроде взрыва сверхновой – в прогрессивном отношении просто гигантский шаг вперед, по сравнению с альбомами первой фазы. Помимо самой группы, звучит оркестр Paul-я Rudolf-а (возможно, он же и был басистом в Hawkwind) из 14 музыкантов. Камерные полотна сливаются в единое целое с симфо-арт-роковыми почти повсеместно. Плюс море разливное винтажных клавишных инструментов: орган Hammond, аналоговые синтезаторы Moog-voyager и mini-Moog, акустическое и электрическое пианино, струнный ансамбль ARP. Пожалуй, это самый «продвинутый» альбом проекта.

Vпрочем, нет, "Snowtorch" ничуть не слабее. Тем более, что это первая программа группы, эпический размах которой ассоциируется с Jethro Tull-овскими “Thick As a Brick” и “A Passion Play” и Yes-овскими работами периода 1972-'74. Из трех композиций, представленных на диске, одноименная с ним 35-минутная сюита, вдохновленная творчеством Genesis, просто фантастически интересна. Две небольшие симфо-спей-роковые пьески хороши по-своему, чуть-чуть напоминая об Eloy.

Oднако, изредка, слушая каждый из поздних альбомов, я снова вспоминаю о Procol Harum и Queen, хотя почти исключительно в общих чертах. Дело в том, что в большинстве композиций – если не в каждой (кроме эпика ‘Snowtorch’, пожалуй) – есть эпизоды с пиано и вокалом, характерные для раннего периода творчества группы, служащие «осью» для аранжировок, и эти фирменные «фишки» от Фидо здесь тоже превосходны.

Sвоим универсальным подходом к созданию музыкального материала Phideaux, равно как The Beatles, Pink Floyd и Queen, группы, лишившие поговорку «На вкус и цвет товарищей нет» всякого смысла, нравится меломанам с самым разным уровнем развития, так сказать. Однако этот факт отнюдь не говорит о том, что альбомы группы продаются-разлетаются как горячие пирожки – не те ныне времена! Фидо стоило родиться лет на 25-30 раньше, тогда бы он познал настоящую славу. Сегодня же он вынужден сам издавать и распростанять свои творения. Видимо, серьезные поздние альбомы продавались плохо, раз самый плодовитый американский прогроковый ансамбль 2000-х вдруг замолчал 4 года назад, и неизвестно, появится ли вновь.

Дискография:
2003 - "Fiendish", 2004 - "Ghost Story", 2005 - "313", 2005 - "Chupacabras", 2006 - "The Great Leap", 2007 - "Doomsday Afternoon", 2009 - "No 7", 2011 - "Snowtorch".

Титульная страница