Изменения состава: 1990-’91 – Steven Wilson (vocals, guitars, bass, keyboards, percussion); 1992-’01 – SW, Richard Barbieri (keyboards), Colin Edwin (bass), Chris Maitland (drums, b/vox); 2002-’10 – SW, RB, CE, Gavin Harrison (drums, percussion – now in King Crimson).
дна из лучших новых прогрессивных рок-групп, появившихся в 90-е, Porcupine Tree образовалась в Англии – поначалу с единственным участником «на борту», замечательным композитором и мультиинструменталистом Steven-ом Wilson-ом. Его первый альбом, сочетание психоделического Арт-н-Спейс-рока, электроники и стиля амбиент, вызывающее в памяти ранне-средний период Pink Floyd и немного Tangerine Dream, был выпущен в количестве 1000 компакт-дисков. Однако популярность его была (и остается до сих пор) такова, что записывающая компания – Delerium Records – выпустила его на виниле, а потом переиздавала каждый год в том же количестве. Таким образом, на сегодняшний день продано более 20 тысяч экземпляров программы, созданной одним музыкантом – весьма уникальный случай для затянувшихся «мрачных времен» Прогрессивного Рока.
тивен всегда хотел иметь группу, которая бы могла гастролировать, помимо работы в студии. Для этих целей он пригласил трех профессионалов (смотри Состав выше), с которыми и записал ее второй альбом. Здесь музыке задано примерно то же направление, что и в дебютном альбоме, но присутствие полноценной группы придало его звучанию больше живости и объемности. В результате – еще более солидный коммерческий успех.
программе 1995 года впервые отчетливо проявилась главное пристрастие Уилсона как меломана – любовь к Pink Floyd. Альбом очень хорош, но стиль его позаимствован полностью. Более того, местами он настолько напоминает “Wish You Were Here”, что критики тут же окрестили Porcupine Tree «новым Pink Floyd». Лэйбл пристал к группе, стал актуальным на многие годы вперед, невзирая на то, что в очередном ее альбоме, “Signify” (лучшим, на мой взгляд), мотивы пионеров Спэйс-рока отошли далеко на второй план, а часто вообще едва различимы. Диск, в целом, оказался настолько новаторским, интересным, мощным и структурно контрастным, что его можно слушать хоть каждый день – классика на века…
ве очередные программы, изданные «полу-мажорной» компанией Kscope Music, оказались одна другой проще, традиционно массивные инструментальные секции стали все чаще заменяться вокальными. Но если “Stupid Dream” сохраняет в себе солидную долю так называемой музыкальной магии, присущей его предшественнику, то “Lightbulb Sun” предстал перед слушателем как набор песен, близких к мейнстриму, среди которых каким-то образом «затесались» две подлинно интересные. Поскольку Уилсон всегда был ярким мелодистом, то не удивительно, что этот диск принес ансамблю самый большой успех. В итоге – подписание контракта с «мажорной» записывающей компанией (к чему музыкант на самом деле стремился), Atlantic Records.
ак ни странно, но здесь Porcupine Tree не пошли на дальнешее сближение с мейнстримом, и хотя музыка несложная (в сравнении с “Signify” и более ранними альбомами), она в обоих случаях часто тяжелая и гипнотическая одновременно, особенно на втором альбоме «эпохи Атлантик». Само собой, контракт компания продлевать не стала, но группу принял в свой стан (хотя и не полностью «мажорный», но близкий к этому статусу) Roadrunner Records, лэйбл, который никогда особо не чурался издавать программы со сложной музыкой. Вышедшие здесь два альбома Porcupine Tree – один лучше, плюс сложнее, другого. Настоятельные рекомендации.
днако, вскоре после издания амбициозного “The Incident” (2CD!), Уилсон распустил группу, объясняя это тем, что он “устал от сравнений с Pink Floyd”, и занялся продолжением деятельности под своим именем – творчески весьма успешно, надо признать. Тем не менее, в истории Porcupine Tree еще рано ставить точку. Поговаривают, что Уилсон решится-таки возродить ее в течение года. Примечание: четыре первых альбома группы изначально планировались как двойные, но были в оригинале изданы как одинарные. Нынче-же все они переизданы как наборы из двух компакт-дисков – с массой «нового» (и, в основном, интересного) материала.
Дискография: “On the Sunday of Life” – 1992, “Up the Downstair” – 1993, “The Sky Moves Sideways” – 1995, “Signify” – 1996, “Stupid Dream” – 1998, “Lightbulb Sun” – 2000, “In Absentia” – 2002, “Deadwing” – 2005, “Fear of a Blank Planet” – 2007, “The Incident” – 2009.
Дискография Steven Wilson-solo: “Insurgentes” – 2008, “Grace for Drowning” – 2011, “The Raven That Refused to Sing” – 2013, “Hand Cannot Erase” – 2015.