СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница
 

ВНИМАНИЕ!
Данный материал Справочника в тексте ни единым предложением не
перекликается с одноименной статьей из Музея Прогрессивного Рока, но дополняет ее.

Queen (UK)

Стиль: Progressive Hard Rock

Статус: Active

Cостав исходный: Фредди Меркюри (вокал, пианино), Брайен Мэй (гитара, синтезатор, вокал), Роджер Тэйлор (ударные, вокал), Джон Дикон (бас-гитара).

Aнглийская группа Queen образовалась в 1973 году в Лондоне. Мэй и Тэйлор начинали в составе группы Smile в 1971 году. Группа распалась, выпустив лишь один сингл, после чего друзья стали искать подходящих партнеров для воплощения в жизнь нового проекта. Коллегами Мэя и Тэйлора по ансамблю Queen, создан¬ного в январе 1972 года, раз и навсегда стали Фредди Меркюри — уникальный певец родом с острова Занзибар (настоящая фамилия Булсара, р. 1946, у. 1991) и басист Джон Дикон. Все четверо основателей команды были с высшим (только не музыкальным) образованием, что в рок-музыке встречается крайне редко. За основу стиля музыканты выбрали нечто среднее между лирикой The Beatles и хард-роком Led Zeppelin, причем в первую половину творческой жизни коллектива превалировали именно тяжелые мотивы, и группа регулярно соперничала с Блэк Саббат, Дип Перил и теми же Лед Зеппелин.

Oригинальный сплав балладной лирики, прогрессивного хард-рока и даже оперетты мгновенно вывел Куин в число лидеров хард-рока. В 1974 году они были признаны лучшей хард-группой Британии, и очень высоко ценились за океаном. Много новых идей привнесли "Куин" в рок-музыку; они были по достоинству оценены как многомиллионной армией поклонников, так и музыкальными критиками. Пять первых дисков колектива (1973—1976)—это само совершенство гармонии между тяжелым роком и балладой, безукоризненно аранжированные песни, яркие мелодии, выразительный и мощный вокал...

Nекоторый спад начал обнаруживать себя в музыке Куин с 1977 года. Альбом "Новости мира" вышел чересчур "забойным": там много жестких гитарных риффов, и маловато красивых мелодий, свойственных группн. В следующей программе "Джаз" (1978) Куин попытались вернуться к своей ранней "смешанной" манере исполнения, и это им в определенной мере удалось. Чем был вызван крен в сторону глэм-рока с элементами "новой волны", который начал проявляться в музыке группы, начиная с альбома "Игра", и достиг своего апогея в «Жарком пространстве» неясно: была ли это дань моде или попытка вывернуться из тисков подошедшего творческого кризиса.

Pериод экспериментов с облегченным звучанием закончился с альбомом 1984 года, большая часть которого возвещала возврат к классическому стилю, только с использованием синтезаторов (а не только пиано, чем группа гордилась ранее). Группа по-прежнему занимала высокие места в хит-парадах, но лишилась большого числа старых фанов, возмущенных уходом их любимой команды в поп-рок. Особенно примитивным и "шлягерным" получился диск 1982 года, в записи которого принял участие такой, в целом, коммерческий исполнитель как David Bowie.

Nа круги своя Куин вернулись в 1986 году. И хотя кое-где в их новых песнях еще мелькают элементы "волны", в целом, все три последних программных альбома группы пред¬ставляют собой добротную музыку в старой, ранней манере. Особенно замечательным оказался последний альбом с Меркюри (1991) – один из двух моих самых любимых альбомов группы – вместе с «Ночью в опере». В ноябре 1991 года Ф. Меркюри умер в результате осложнений, вызванных вирусом иммунодефицита. После него в группе пел и играл на басу Paul Rodgers (оригинальный басист Джон Дикон ушел из мира шоу-бизнеса в том же ноябре 1991-го), с которым она выпустила единственный номерной альбом в 2008-м. Два диска, что предшествуют ему в дискографии, это сборники неизданных ранее песен, – но оба слабые, мягко говоря, особенно второй.

Дискография:

"Queen"— 1973, "Queen-ll" — 1974, "Sheer heart attack"— 1974, "A night at the opera"— 1975, "A day at the races"— 1976, "News of the world"— 1977, "Jazz"— 1978, "The game"— 1980, "Flash Cordon"— 1980 (s-track к одноименному фильму), "Hot space"— 1982, "The works"— 1984, "A kind of magic"— 1986, "The miracle"— 1989, "Innuendo"— 1991, “Made in Heaven”– 1995, “Back to Queen”– 1998, “The Cosmos Rocks” – 2008.

Титульная страница