СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА
Титульная страница Связь с создателями
 

Univers Zero (Belgium)

Стиль: Chamber Rock/RIO

Статус: Active

Исходный состав: Daniel Denis – drums, Roger Trigaux – guitars, Michel Berkmans – bassoon, oboe, Patrick Hanappier – violin, viola, pocket cello, Emmanuel Nicaise – harmonium, spinet, Christian Genet – bass, Guy Segers – bass; vocals.

Текущий состав: Daniel Denis, Michel Berckmans, Andy Kirk – guitar, Pierre Chevalier – keyboards; glockenspiel, Kurt Bude – clarinets, saxophone, Martin Lauwers – violin, Dimitry Evers – basses.

Bельгийская группа Univers Zero это живая легенда Рока-В-Оппозиции, эталон, «визитная карточка» стиля. Ее появление в мире прогрессивной музыки во второй половине 70-х не было случайным – нет ничего случайного в мире. Я лично воспринимаю этот феномен как своего рода естественный протест против застоя в движении, начинавшегося в то время, но отнюдь не только из-за левизны мировоззрения группы, равно как и большинства прочих проповедников жанра.

Iх одноименный дебют 1977 года стал первым альбомом подлинно камерного рока, звучащий более как неоклассическая музыка с использованием ударных нежели классический РИО, к которому они придут на втором. Очень символично его название, “Heresie”, которое для меня во многом ассоциируется с Ересью Катаров – религиозного течения, возникшего в Южной Франции в глубине веков нашей эры. Своей верой в истинного Бога – доброты и любви (который немного напоминает Кришну, хотя они думали, что у Него есть оппонент, властитель этого материального мира) – альбигойцы бросили вызов Римско-Католической церкви с ее сомнительными догмами, равно как и Библии, особенно ветхозаветной, с ее злобным, мстительным божеством и прочими несуразицами.

V определенном смысле, я испытал катарсис, впервые прослушав “Herecie”, который стал моим проводником в жанр РИО. Он стал откровением для меня, и во многом изменил мое – тогда еще довольно узкое – понимание прогрессивной музыки, расширил соответствующий горизонт, к которому добавились и оба направления академической музыки, классическая и – позже – авангардная. (Впрочем, ступенью к пониманию последней стали также произведения композиторов неоклассической музыки, таких как Игорь Стравинский). Диск этот – самый мрачный в дискографии группы, пропитанный апокалипсической атмосферой, а открывается он 25-минутной композицией La Faulx, которая представляется одним из самых мрачных воплощений антиутопии в музыке и, кстати, кто бы что ни говорил, именно здесь впервые прозвучал так называемый гроулинг, стараниями басиста Guy Segers. Вторая композиция Jack the Reaper, в целом, выдержана в русле первой. А вот третья, последняя в оригинальном издании альбома вещь, Vous le Saurez en Temps Voulu, откровенно отсылает слушателя к классической музыке, часто вызывая в памяти Балет Невылупившихся Цыплят из бессмертного цикла «Картинки с Выставки» – творения Модеста Мусоргского, который, несомненно, является самым популярным классическим композитором среди рок-музыкантов.

Nачиная с этого альбома, рок-составляющая творчества Univers Zero станет расти, а камерная уменьшаться от программы к программе на протяжении всей первой фазы их активности (1977-’86), пусть даже на последнем альбоме в этой серии часто доминируют клавишные. А как музыканты группы работают со структурами: они постоянно изменяют, ломают, взрывают и сплющивают их, словно бросая вызов тому, что принято называть устойчивым и стабильным – нет ничего стабильного под этим солнцем.

Vо втором периоде творчества, который начался в конце 90-х, группа несколько упростила свою музыку, заодно сменив мрачность на драматичность в эмоциональном отношении. С некоторыми оговорками их нынешний стиль можно назвать Neo RIO – замечательная вещь, предстающая как ступень к пониманию их ранней, сложной, глубокой, столь захватывающей музыки.

NНовички в жанре, начинайте знакомство с творчеством Univers Zero с более поздних программ ансамбля и двигайтесь к ранним. Когда «въедете», будете дружить почти исключительно с классическими формами прогрессивной музыки, а произведения групп традиционного Нео-Прога по большей мере окажутся для вас слишком простыми и однообразными, чтобы возвращаться к ним, по крайней мере, снова и снова. Каждый из первых пяти альбомов ансамбля является шедевром с большой буквы, и все они очень разные.

Дискография:
“Univers Zero” – 1977, “Heresie” – 1979, “"Ceux du Dehors" – 1981, "Uzed" – 1984, “Heatwave” – 1986, 1999 – "The Hard Quest", 2001 – "Rhythmix", 2004 – "Implosion", 2010 – "Clivages", 2014 - "Phosphorescent Dreams".

Титульная страница