СПРАВОЧНИК ПРОГРЕССИВНОГО РОКА И ПРОТОПРОГРЕССИВА < GENESIS >
Титульная страница
 

ВНИМАНИЕ!
Данный материал Справочника в тексте ни единым предложением не
перекликается с одноименной статьей из Музея Прогрессивного Рока, но дополняет ее.

Genesis (UK)

Стиль: Classic Art-Rock / Neo / Pop Art

Статус: Active

Состав исходный: Tony Banks (keyboards), Mike Rutherford (bass, guitars, cello), Peter Gabriel (vocals, winds), Anthony Phillips (guitars), Chris Stewart (drums). Этот состав работал над дебютным альбомом, но несколько последних песен дописывал другой ударник - John Silver.

1970 год: На втором альбоме за ударными John Mayhew.

1971 год: состав стабилизируется. Вместе с Бэнксом, Резерфордом и Габриэлем над третьим и последующими альбомами работают Steve Hackett (guitars), Phil Collins (drums, vocals). С 1972 года Резерфорд более не играет на скрипке - а зря.

1975 год: начало соло-карьеры Питера Габриэля. Их остается четверо, в качестве лид-вокалиста Фил Коллинз. В сценическом варианте в качестве "гостя" за ударными работает Bill Bruford (Yes, King Crimson, solo).

1978 год: соло-карьера Стива Хэккетта. Их остается трое. Все партии гитары теперь за Резерфордом. Гастрольный вариант группы включает (и по сей день, за исключением периода 1997-'98) двух именитых джаз-рокеров: гитариста Darryll Stuermer (ex-Jean-Luc Ponty) и барабанщика Chester Thompson (ex-Frank Zappa, Tower of Power, Santana).

1996 год: официальный уход Коллинза из группы. Именно этот факт побуждает - уже явно уставших - Бэнкса и Резерфорда громогласно объявить, что Генезис поразит поклонников "потрясающим" новым альбомом - год спустя. С приходом нового 28-летнего, доселе никому неизвестного, вокалиста Ray Wilson из локальной шотландской поп-хард-группы Stiltskin группа официально вновь приобрела уже привычный формат трио. Однако, на самом деле на сей раз работали вчетвером (с ударником Nir Zidkujahu) - и в студии, и в последовавшем турне.

2006 год: реюнион "классического" трио с Коллинзом, многочисленные турне по всему миру, запись и издание серии концертных программ, но до сих пор нет даже ни намека на создание нового альбома.

 

Вклад Genesis в развитие интеллектуальной рок-музыки трудно переоценить. Именно они направили в русло эпического арта на базе европейской классики астрально-авангардный прогрессив, открытый Pink Floyd. И если ELP, к примеру, пошли путем прямого синтеза современной музыки с классическими мотивами, используя приемы из наследия великих композиторов прошлого, то Genesis, опираясь в целом на тот же фундамент, стали пионерами собственно Арт-Рока - совершенно нового музыкального искусства. Наряду с музыкой как таковой на передний план вышел вокал. Габриэль впервые довел вокальное искусство в рок-музыке до совершенства. Наличие в пьесах группы большого количества персонажей, у каждого из которых должен быть "свой" голос, "свои" интонации, привело Питера к идее петь РАЗНЫМИ голосами, в зависимости от типажа героя. Отныне, в отличие от прямых проповедников классики, сформировался жанр, где присутствие вокала не просто обязательно, но где он играет не менее ведущую роль, чем инструментальные полотна. В итоге большинство альбомов Genesis представляют собой своеобразные музыкальные сказки, где на фоне постоянно развивающихся событий инструментальных развивается смысловая Концепция действия с живыми персонажами, радующимися или горюющими, злорадствующими или сострадающими.

Группа из всех ее пяти оригинальных участников имеет наиболее глубокие корни из всего международного рок-движения. Они начали свои репетиции еще детьми в стенах знаменитой в Англии школы "Чартерхауз". Богатейшее английское музыкальное и литературное наследие прошлого, окружающая архитектура и природа, сами вековые стены "Чартерхауза", дышавшие готикой, - все откладывалось в сознании ребят и, несомненно, повлияло на их прекрасное творчество. В 1967 году они отправили свое первое демо Джонатану Кингу (Jonathan King), наряду с Тони Страттон-Смитом (Tony Stratton-Smith), одному из самых передовых английских продюсеров. Кинг способствовал заключению контракта с фирмой Decca Records, который за музыкантов, не достигших совершеннолетия, подписали их родители. Название для группы, а также тему для лирики - библейского характера - придумал также Джонатан Кинг.

Первый альбом называется "От (Книги) Бытия до Откровения (Иоанна)". Фирме Decca не удалось заметить в творчестве школьников (диск записывался летом 1968 года, когда музыкантам было по 17 лет) каких-либо претензий на гениальность. Эта в целом прогрессивная записывающая компания в свое время отвергла Beatles, и снова допустила одну из грубейших профессиональных ошибок, расторгнув в 1969 году контракт с Genesis. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что звучит дебют группы чрезвычайно наивно, лишь красивые темы Бэнкса на фортепиано создавали незначительный привкус того, что стало именоваться арт-роком. Ни намека на эпос, был просто "скелет" будущей структуры, который предстояло одеть в одежды с кружевами из аранжировок. Специалисты из DECCA могли быть более внимательны, но развитие жанра и поддержка некоммерческих интеллектуальных рок-групп легли на плечи другой компании - CHARISMA Records.

После фиаско с первой программой Genesis почти повсюду, как и когда-то Beatles, получили отказ. Но преображение группы, ее просто фантастический творческий рост не могли не заметить люди, разбирающиеся в музыке. Один из лондонских актеров, случайно оказавшись на одном из концертов Genesis в парке пригорода столицы Ричмонда, был потрясен услышанным. Он посоветовал своему другу - звукорежиссеру и продюсеру CHARISMA Records Джону Энтони (John Anthony) - немедленно встретиться с группой. В это время Энтони работал уже с несколькими прогрессивными ансамблями, среди которых был легендарный Van Der Graaf Generator, и в его обязанности входил также поиск новых имен этого направления (обратите внимание, большинство арт-групп раннего периода находились при дворе "Харизмы"). Результатом встречи стало подписание долгосрочного контракта группы с руководителем компании Тони Стрэттон-Смитом.

Второй альбом Genesis стал первым шедевром в дискографии. Шесть длинных перворазрядных эпических вещей представили слушателям совершенно новую группу, словно предыдущий проект отыграли какие-то другие случайные люди. Метаморфоза была просто сногсшибательной, и подобных прецедентов в истории рока больше никогда не встречалось. Наверное, только свыше могло снизойти убеждение для Филлипса и Мэйхью, что жестокий мир рок-музыки создан не для них. Иначе не известно, что стало бы с группой в дальнейшем. Этих, очевидно слабоватых для нового уровня группы, музыкантов никто не увольнял - они ушли сами. Мэйхью вообще расстался со сценой, а Филлипс вовзвратился (только к студийной) работе много лет спустя, когда прилично разбогател в результате причитающихся ему отчислений от многократных переизданий альбома "Trespass".

Вакантные места заняли те, кому суждено было завершить становление Genesis как группы классического эпического арт-рока. Во времена хиппи и повального увлечения новой музыкой в Англии существовала колоссальная "тусовка" (никто еще, кстати, не исследовал значения массового интереса молодежи к року в отношении к одному из самых низких в мире уровню преступности в Великобритании тех лет), выходили специальные журналы, где самодеятельные музыканты предлагали свои услуги, печатали объявления о продаже инструментов, критики составляли хит-парады и так далее. Именно через отдел объявлений в "Melody Maker" были найдены гитарист-домосед Стив Хэккетт и актер юношеского театра "West End" ударник Фил Коллинз. Турне по альбому "Вторжение" было проведено с новыми музыкантами, в результате чего к группе и новому музыкальному направлению в целом огромный интерес проявили, наряду с Англией, Франция и Италия.

Очередной диск "Nursery cryme" закрепил стилистику второго альбома, а виртуозная и дерзкая игра новых музыкантов способствовала ускорению и усложнению класических сонатных форм Genesis. Было завершено построение "фирменного" звучания с глубокими и развернутыми музыкальными картинами и удивительно разнообразным пением одного вокалиста. Была продолжена, начатая в 70-м, дискография незабываемых шедевров арт-рока, золотой нитью проходящая через все семидесятые...

Для записи следующего диска "Фокстрот" был принят новый продюсер/режиссер David Hitchcock (когда читаете Hentchel или Hutchings, не заблуждайтесь: это все он же), так как ансамблю теперь просто необходим был "личный" ассистент, целиком и полностью посвященный этому проекту. Энтони же, по роду его деятельности, часто приходилось отвлекаться. Хитчкок не расставался с группой до 1980 года. В период записи "Фокстрота" Габриэль вдруг увлекся безудержной фантазией, которая нашла отражение как в дальнейшем расширении его вокальной лирики, так и в сценическом образе. Использование фронтменом Genesis специфических костюмов, масок, причесок, в зависимости от характера героя песни, а также привлечение в созданный им рок-театр технических приспособлений - лебедок, цепей для подъема и полетам над сценой и др., помогли группе стать одной из самых визуально ярких.

Очередной шедевр вышел год спустя под названием "Продается Англия за фунт стерлингов", который стал своеобразным предвестником будущих Genesis: здесь уже во второй раз партию лид-вокала (в песне "More fool me") исполнил Фил Коллинз. Каждый альбом группы 70-х бесподобно оформлялся, сам по себе конверт был произведением искусства, внося еще один эмоциональный компонент в сознание любителя группы. Пересекались пути музыки, литературы и живописи, образуя настоящее Искусство. Музыка группы росла и совершенствовалась от альбома к альбому, достигнув своего пика к середине десятилетия.

В конце 1974 года Genesis выступили со своей самой глубокомысленной и развернутой работой - амбициозным музыкальным спектаклем "Заклание агнца на Бродвэе" (2LP=2CD) о сюрреалистических приключениях латиноамериканца по имени Rael в Нью-Йорке. Группа все чаще стала обращаться к современным социальным проблемам, порой пропуская свое видение окружающего мира через призму гротеска, проводя причудливые аналогии между прошлым, настоящим и будущим, подразумевая вечную ценность подлинной нравственности вне зависимости от технического прогресса цивилизации. Несмотря на гигантский успех (группа в течение полугода исполнила "Агнца" на сцене более 100 раз), этот альбом стал причиной ухода Габриэля из ансамбля.

Диск в оригинале задумывался как обычный одинарный генезисовский проект звучанием минут в 50-55, но появление в процессе работы большого числа музыкальных идей у всех инструменталистов привело их к мысли, что "Агнец" должен быть "двойным". Поэму необходимо было расширить, не нарушая ее целостности. В помощь Габриэлю был приглашен профессиональный поэт Martin Hall, тогда как до сих пор Питер был единоличным автором лирики группы. Такова официальная версия разрыва, хотя несколько месяцев спустя Габриэль и Холл стали друзьями, и тексты первых сольников певца были написаны ими также в соавторстве.

В чартсах "100 лучших рок-альбомов", опубликованных в 1991 году в "Melody Maker", альбом Genesis 1974 года занял 8-е место. В двадцатке расположился и первый диск, записанный без Габриэля, "A trick of the tail". По словам Тони Стрэттон-Смита, Коллинз спел на нем более похоже на Габриэля, чем тот сам. Сохранилась музыкальная структура, а также социальная направленность текстов, автором которых теперь стал клавишник Тони Бэнкс. Одной из лучших в творчестве группы стала пьеса "Entangled", где главной героиней выступает медицинская сестра из... вытрезвителя, жалеющая и поддерживающая своих пациентов. В эти годы Коллинз еще находился под впечатлением незабываемых шоу Габриэля, сам выступал в образе некоего Робинзона Крузо в средневековых крестьянских одеждах, с длинной бородой, хотя и без масок.

Альбом 1976 года, удивительным образом передающий осеннее настроение, отображенное на его обложке, стал, пожалуй, даже поинтереснее прошлого. Большое количество удивительно красивых клавишных аранжировок в сочетании с богатой гитарной акустикой, окрепший вокал и уверенное продвижение вперед дорогой глубокого эпического арта продемонстрировали публике пример большой воли и прочности группы. Это придает Genesis в целом гораздо большее значение, чем каждому отдельному участнику, сделавшим сольные карьеры и вне рамок коллектива. Было доказано, что фронтмен - это еще не ансамбль, и Габриэль своим уходом отнюдь не поставил крест на его карьере. Позднее это же смогли доказать Black Sabbath, Marillion и другие, также имевшие ярко выраженных лид-вокалистов.

Более серьезной потерей для Genesis стало решение Стива Хэккетта. Увы, на сегодня это единственный музыкант группы, сумевший избежать влияния коммерческих настроений в своем творчестве. Резерфорд же, будучи очень неплохим гитаристом вообще, не владел приемами гитарной классики. Диск с символическим названием "И тогда их осталось трое" (1978) получился самым изящным в творчестве Genesis. Он замыкает собой шеренгу шедевров группы международного значения. В целом выдержанный в прежней манере, альбом стал бенефисом для Тони Бэнкса, клавишные аранжировки которого сумели вытянуть этот проект без гитары Хэккетта.

К этому времени в ансамбле усиливается влияние Коллинза, который до сих пор в создании произведений почти не участвовал. Самыми заурядными оказались песни альбома 1980 года, где автором представлялся он. С этих пор музыка Genesis упростилась значительно. Чем это было вызвано - влиянием Коллинза ввиду огромного успеха его параллельной соло-карьеры (полученные им премии "Грэмми" в рамках "Энциклопедии прогрессивного рока" не имеют никакого веса), вездесущим призраком творческого кризиса или "желанием донести свою музыку до массового слушателя" (цитата от Резерфорда), трудно сказать. Ансамбль стал очень много гастролировать, собирать стадионы, а все реже выпускаемые альбомы полны высококачественных экспериментов с поп-музыкой, среди которых выгодно выделяется лишь проект 1983 года.

История группы достаточно (уже) неожиданно продолжилась аж в середине 1996 года. Вышедший из состава Коллинз в этом же году успел выпустить очередной поп-альбом, но ругали его за дезорганизацию группы, с высоты сегодняшнего дня, похоже излишне. Ибо без него стало, увы, еще хуже! Обещания Бэнкса и Резерфорда, что с новым певцом они возвратятся к старым развернутым формам (мол, Коллинз тянул назад) на деле оказались пустотой. Уж простят меня за грубость читатели, но мне хочется назвать диск Genesis 1997-го года иначе бредом пьяного Резерфорда (копия последних работ Mike & Mechanics): дешевый поп-арт/поп-хард с вяло ритмующей гитарой, снова ориентир на хиты, теперь настолько неудачный, что сказкой кажется последняя работа группы с Коллинзом! И как мог Бэнкс в многочисленных интервью сравнивать нового вокалиста с Габриэлем! Уилсон на все сто напоминает тембром Джоджа Майкла, но тот хоть умеет петь разнообразно... И понятен срыв гастролей в Америке, где публика наотрез отказывалась принимать ансамбль в подобном виде.

И все же я не позволю себе оборвать материал на столь печальных нотах. Genesis были величайшей, новаторской арт-роковой группой на протяжении 70-х. Они сформировали уникальный стиль, который и сегодня продолжает волновать как старых, так и новых сторонников классического Арт-Рока, в то числе и современных музыкантов. Во-второй половине 2000-х возрожденное "классическое" трио с Коллинзом исколесило с концертами пол мира, и хотя не выпустили нового альбома, слегка взбодрили своих старых друзей сборником ранее неиздававшихся сочинений, вошедшим в один из - весьма многочисленных - "боксов" с концертными материалами.

 

Дискография:

1969 - "From Genesis to Revelation"
1970 - "Trespass"
1971 - "Nursery cryme"
1972 - "Foxtrot"
1973 - "Selling England by the pound"
1974 - "The Lamb lies down on Broadway" (2CD)
1975 - "Voyage of the Acolyte" (as Steve Hackett & His Genesis Friends)
1976 - "A trick of the tail"
1977 - "Wind and wuthering"
1978 - "And then there were three"
1980 - "Duke"
1981 - "Abacab"
1983 - "Genesis"
1986 - "Invisible touch"
1991 - "We can't dance"
1997 - "Calling all stations"

Дискография с рейтингом

Титульная страница