|
|
|
- то
такое Прогрессивный Рок и
Прогрессивная музыка вообще?
- ем
может заинтересовать Прогрессивная
Рок-музыка?
- акие
направления принято выделять
в рамках Прогрессивного Рока,
кто является ярчайшим представителем
каждого из направлений?
- то
стоял у истоков Прогрессивного
Рока и какое событие можно
считать рождением этого направления?
- акие
этапы прошел Прогрессивный
Рок в своем развитии и были
ли в его истории переломные
моменты?
- аково
состояние современного Прогрессивного
Рока?
- з
каких других информационных
источников можно сегодня получить
сведения по Прогрессивному
Року?
- то
означает встречающийся с статьях
Справочника термин "структуры"?
- уществует
ли, с точки зрения Автора,
предпочтительная последовательность
прочтения статей Справочника?
- меют
ли какое-либо отношение исполнители
Отечественного Рока (Аквариум,
Алиса, ДДТ и т.д.) к Прогрессивному
Року в его общепринятом на
Западе и абсолютном (с точки
зрения прогрессивности) понимании?
то
такое Прогрессивный Рок и Прогрессивная
музыка вообще?
Само
собой, в отношении музыки термин
"Прогрессивность" не имеет в действительности
никакого отношения к хорошо известным
ранее мертворожденным течениям
"Рок в борьбе за мир" и т.п. Аспект
"прогрессивности" музыки никоим
образом не граничит с политикой.
Музыка, этот гармоничный набор
звуков, заставляющий почему-то
наши души трепетать, из всех Искусств
наиболее удалена от всяческих
"земных" степеней и проекций.
Это совершенно отдельный мир,
где градации и сравнения уместны
только внутри него.
В
данном случае слово Прогрессивность
применимо к музыке в прямом
значении этого слова: Прогресс
есть противоположность Застоя,
это движение вперед, развитость,
умение мыслить, отсутствие зацикленности.
Исходя из последнего, наименее
подверженной зацикленности представляется
Классическая музыка, в т.ч.
современная, тогда как на противоположном
"полюсе" здесь возлежат наиболее
примитивные формы современной
поп-музыки. Рок-музыка в целом
здесь занимает промежуточное
положение, причем, отнюдь не
условно. В том, что в современной
Рок-музыке уже много современной
Классики, к счастью, похоже,
мало кто сомневается, равно
как и в том, что большинство
таких произведений можно отнести
к Прогрессивному, либо Протопрогрессивному
року.
Стремление
к росту в рамках себя, к расширению
собственных форм внутри себя
- эти явления эволюции и прогресса
жизни на Земле равно применимы
и к музыкальным структурам.
Чем больше в Одном отдельном
саду самых разнообразных цветов,
тем краше он для любого ценителя,
тем больше и дольше можно наслаждаться
все новыми находками, запахами
и оттенками. Прогрессивный Рок
отличает от других произведений
как раз большее количество музыкальных
запахов, оттенков, выражаемых
глубиной, богатством и разнообразием
аранжировок. И конечно, подлинные
музыкальные Находки, новаторские
открытия в рамках рок-музыки
были сделаны именно на ниве
Прогрессивного Рока. А Открытия
и Прогресс - понятия неразделимые.
ем
может заинтересовать Прогрессивная
Рок-музыка?
Согласитесь,
в сущности, фактически каждый
человек в той или иной степени
является меломаном. Редко кто
не слушает музыку хотя бы по радио.
Причем, в отношении Прогрессивного
Рока все не так просто. Узколобый
действительно не слушает ни Прог,
ни классику, - только грубый (порой
тюремного содержания) примитив.
Аксиома: чтобы слушать и любить
"умные" вещи интеллект необходим.
Однако, "лагерь" интеллектуалов
по части выбора музыки далеко
неоднороден. Многие одаренные
личности, развитые духовно и всесторонне,
все равно предпочтут добротную
поп-музыку сложным музыкальным
произведениям. Увы, престижную
"Грэмми" уже много лет получают
поп-исполнители, причем с каждым
годом уровень качества произведений,
номинированных на музыкальные
премии, становится все хуже. Сама
по себе ущербность "Грэмми", где
есть категории "поп", "дэнс",
"ритм-энд-блюз" (в которой тоже
почему-то теснятся откровенные
танцевальные коллективы), но и
намека нет на прогрессивный раздел,
говорит, что любит и слушает почтенная,
в целом, публика. Раньше вообще
была общая категория "Rock-Pop-Dance"
(до сих пор, кстати, практикуемая
в каталоге самой крупной сети
магазинов музыкальной продукции
в России под названием "Пурпурный
Легион", словно это одно и то
же, тогда как "отдельно" выделены
только Jazz, New Age (?!) и Классика),
потом их нехотя разделили, и лишь
после скандала с Metallica
в 1989 году, когда в "неделимой"
категории "Рок" верх взяли Jethro
Tull, чуть опередив модных
"Металлистов", появились у "Грэмми"
две рок-строчки "Hard rock" &
"Heavy Metal". Исходя из фактов,
по-видимому, прослойка "прогрессистов"
(будь то любовь к Классике или
"серьезному" року), создается
за счет индивидуумов, от рождения,
что ли, психологически расположенных
именно к подобной музыке. Тогда
вопрос "чем может заинтересовать
прогрессивная музыка" теряет смысл
в отношении всех интеллектуалов.
Ясно, что заинтересовать она сможет
только расположенных к ней, умеющих
извлекать собственные образы,
картины и т.д. из прослушиваемой
любимой музыки во благо своего
настроения.
Совсем
по другому встанет этот вопрос,
исходя из факта, что многие
индивидуумы волей причин не
знают о прогрессивной музыке,
вернее о том, что именно она
способна находить в их душе
наибольший резонанс, отклик,
порой так помогающий иначе взглянуть
на жизнь, неожиданно возликовать
от любимой темы, и на фоне этого
эмоционального подъема просто
свершить какое-то доброе дело.
Без шуток! Особенно это касается
регионов, удаленных от мощных
культурных центров, каковым,
к примеру, является Москва с
ее благословенной "Горбушкой".
И тогда обыкновенная нехватка
информации может стать причиной
отсутствия мощного интересного
хобби, этой, порой, просто необходимой
"психологической ниши" в непростой
повседневной жизни. Здесь уже
роль "прогрессорства" возрастает,
особенно это проявляется на
Западе, где Интернет нынче доступен
почти каждому. И резко возросший
интерес к прогрессивному року
(мы еще вернемся к этому позже)
во многом обязан именно этой
мобильной системе общения и
передачи информации.
акие
направления принято выделять
в рамках Прогрессивного Рока,
кто является ярчайшим представителем
каждого из направлений?
К
счастью, музыкальные издания,
посвященные Прогрессивному Року
(к примеру, журнал "Exposure",
Прогроковые сервера Италии, США
и др. в Интернете), куда более
мобильны и точны, в отличие от
таких неповоротливых монстров
как журнал "Billboard" и та же
"Грэмми". На Западе достаточно
реактивно реагируют на появление
каких-то новых подразделений Прогрока.
К примеру, почему не может быть
в той или иной степени прогрессивным
DOOM-metal? Еще в 1996 году во
второй книге я соотнес с Прогрессивом
последние альбомы Tiamat,
Therion,
но мои российские коллеги резко
критиковали меня за отношение
этих Death-овых групп (давно уже
"экс", кстати) к "нашему" жанру
рок-музыки. Однако, многие Прогроковые
сервера на западе в 1997 году
сделали то же самое, т.е. причислили
тот же
к стану Прогрокеров.
И
если говорить о направлениях
в рамках Прогрессивного Рока,
то наши (я имею ввиду территорию
бывшего СССР) классификации
существенно отличаются от западных.
К примеру, такие классические
акты как Genesis,
Yes
и иже с ними,
мы привыкли нарекать термином
Арт-рок, вполне, по-моему, объективно
исходя из того, что Art по-английски
"Искусство". Тогда как западные
музыковеды к этому жанру, почему-то
относят, в основном, глэмовые
(яркие, доступные, мелодичные,
но неглубокие) коллективы: Roxy
Music, Barclay
James Harvest... Вообще,
у них поджанров Прогрессива
раза в три больше. Так, Титанов
Yes,
Genesis,
Jethro
Tull, etc. там причисляют
к "Классическому Симфоническому
Прогрессиву", Pink
Floyd - к "космическому"
поджанру, пограничные (прямой
синтез арт- и джаз-рока) группы
Gong,
Caravan
для них означают стиль Canterbury,
а у Gentle
Giant вообще "своя" отдельная
система, подзаголовок которой
для групп, входящих в нее, достаточно
прост: Gentle Giant-oriented.
Короче говоря, западная классификация
поджанров Прогрессивного Рока
нам видится весьма громоздкой
и спорной.
В
моей первой книге, посвященной
Прогрессивному и Протопрогрессивному
року, я использовал 5 жанров:
Art-rock, Progressive Metal,
Doom, Thrash, Hard. По моему
мнению, к примеру, молодому
начинающему меломану будет трудно
сразу познать глубину и мощь
классиков арт-рока и даже прогрессив-метала.
И я решил использовать протопрогрессивные
жанры и их исполнителей в качестве
"ступеней" к пониманию более
серьезной музыки. Читательские
отклики показали, что этот шаг
вполне оправдан, и многие из
любителей сложного Прогрессива
начинали как раз с хард-рока
или трэша. Книга же, над которой
я работаю сейчас, будет посвящена
исключительно Прогрессивным
жанрам рок-музыки: Арт-Року,
Прогрессив-Металу и Джаз-Фьюжну,
т.е. она уже рассчитана только
на "продвинутых", развитых меломанов.
И, по моему мнению, именно три
эти жанра определяют лицо Прогрессивного
Рока.
Что
касается ярчайших представителей
того или иного жанра Прогрессивного
Рока, то это вполне четко определяется
из материалов книги, которую
Вы теперь можете прочитать посредством
Internet со всеми необходимыми
дополнениями и изменениями,
происшедшими с героями издания
с момента выпуска книги в 1996
году по сегодня.
то
стоял у истоков Прогрессивного
Рока и какое событие можно считать
рождением этого направления?
В
книге 1996 года я назвал первым
прогрессивным рок-альбомом дебют
Pink
Floyd - "The Piper at the
gates of Dawn" (выпуск летом 1967
года). В прошлом году на Западе
прошел ряд акций и фестивалей
в связи с празднованием 30-летия
Прогрессивного Рока "1967-1997".
Фактически сегодня все совпадают
во мнении, что у истоков Прогрока
стояли Pink
Floyd, а событием, которое
можно считать рождением жанра
- выход их первого диска.
акие
этапы прошел Прогрессивный Рок
в своем развитии и были ли в
его истории переломные моменты?
История
Прогрессивного Рока содержит куда
более много печальных моментов
в сравнении с любым другим жанром
рок-музыки. А поначалу был мощный
подъем, развитие и признание по
всему миру. Вслед за Pink
Floyd два года спустя целая
когорта оригинальнейших и сильнейших
прогрессивных коллективов продолжила
благое дело, и если 1967 год считается
годом рождения жанра, то 1969-й
можно смело называть годом его
развития. Примерно одновременно
зародились коллективы, сегодня
уже считающиеся классическими
персонажами в истории Прогрессивного
Рока: King
Crimson, Yes,
Genesis,
Gentle
Giant, ELP,
Jethro
Tull... Знамя Doom-метала,
несколько лет спустя трансформировавшегося
в Прогрессив-метал, подняли Black
Sabbath. Опираясь на мощную
команду очень популярных тогда
групп протопрогрессивного характера
- Led
Zeppelin, Deep
Purple, Uriah
Heep и др. - прогрессивный
рок занимал самые прочные позиции
и в периодике, и в умненьких головках
хиппи, и среди массы "обычных"
любителей рок-музыки.
Вслед
за первой "волной" классического
прогрессива в 1973 году поднялась
вторая - Camel,
Kansas,
Eloy,
Gong,
и в 1974-1975 годах Прогрок
достиг своего количественного
(по числу исполнителей), а главное,
качественного пика. А потом
появились "диско" (очень хороший
диско, с высоты сегодняшнего
дня, надо сказать), "новая волна"
и наиболее неприятная из культмассовых
штучек того времени - "панк-рок".
Новые формы рок-музыки, будучи
очень доступными и яркими, стали
приносить фирмам грамзаписи
большие деньги, в результате
чего в итоге обанкротились даже
крупные независимые прогрессивные
лэйблы "Charisma", "Transatlantic"
и много других. Чтобы выжить
в условиях настоящей экспансии
новых коммерческих жанров, вынуждены
были "перестраиваться" в сторону
более доступных форм Титаны,
иные же просто канули, и среди
них были подлинные шедевры,
оставшиеся скрытыми для нас
до последней поры.
В
третьей волне Прогрессивного
Рока просто захлебнулись альбомы
бриллианты "Never say die" Black
Sabbath, одноименный и "Danger
money" великолепной новой супергруппы
UK. В
Восьмидесятые, за редким исключением
(Marillion),
пополнение круто поредевших
рядов Прогрокеров, практически
прекратилось, и хотя движение
в целом не заглохло, вето, которое
наложили мажорные (крупные)
компании на привлечение в свои
ряды прогрессивных групп, привело
к тому, что Прогрессивный Рок
буквально стал "музыкой подполья".
Выходившие, в основном, при
помощи собственного бюджета
проекты (самый крупный пример
- группа IQ), так и остались
бы в забытьи, не возникни в
середине 90-х новый внушительный
интерес к этой музыке.
Не
будет преувеличением сказать,
что сегодня Прогрессивный Рок
натурально переживает второе
рождение, а появление в эти
годы большого числа прогрессивно
ориентированных коллективов,
среди которых есть подлинные
Гиганты, позволяет смотреть
в будущее с большой долей оптимизма.
аково
состояние современного Прогрессивного
Рока?
Появление
великолепной вещи - компакт-диска
- не могло не всколыхнуть в том
числе и скрытых прогрессивных
работ прошлого - 70-х и 80-х.
Сейчас положение Прогрессива куда
более прочно, чем даже, к примеру,
5-7 лет назад - именно благодаря
возникновению новой волны интереса
к подобной музыке. Сегодня существует
(хотя у нас мало кто об этом знает)
довольно мощное прогрессивное
движение, число групп, реставрирующих
великолепие жанра составляет несколь
сотен, прочно держатся чисто Прогрессивные
независимые компании, такие как
"Musea"(Франция), "Cyclops"(Англия),
"SynPhonic" и "Kinesis" (США)
и другие. Держатся не только (и
не столько) за счет переиздания
неизвестных, скрытых прогрессивных
работ прошлого, но и посредством
солидного штата современных, активно
работающих коллективов. Проводится
много Прог-фестивалей, устраиваются
собственные "номинации"... И хотя
широкого признания нынешнее прогрессивное
движение в Роке не имеет, его
исключительно активная деятельность
позволяет надеяться на самое доброе.
з
каких других информационных
источников можно сегодня получить
сведения по Прогрессивному Року?
Насколько
мне известно, в СНГ не выходило
иных специализированных изданий (книг),
посвященных собственно Прогрессивному
року, кроме Справочника
Прогрессивного Рока и Протопрогрессива.
Из других источников, конечно
же, первенство за Интернетом.
то
означает встречающийся с статьях
Справочника термин "структуры"?
Часто
встречающийся в музыкальной прессе
(в т.ч. западной) термин "структуры"
в отношении того или иного исполнителя
обозначает основные, базовые темы
произведения, на основе которых
создаются и разворачиваются, согласно
Гармонии, аранжировки либо импровизации.
Таким образом, структуры - это
"скелет" композиции. К примеру,
большинство Хард-групп (особенно
не использующих клавишные) опираются
только на структуры. Чаще всего,
как известно, "картину" инструментальной
базы составляют достаточно монотонные,
периодически повторяющиеся риффы-рефрены
электрогитары и часто просто в
унисон с бас-гитарой. Тогда как
Прогрессивные группы изменяют
базовые темы при помощи ритм-секции
регулярно, но главное - на "поле"
этих структур активно работают
солирующие соло-гитара, клавишные,
духовые. Каждый из них исполняет
"свою", отличную как от базовой,
так и другого параллельно солирующего
инструмента, аранжировку. И чем
больше в арранжменте "голосов"
(часто используются так называемые
гармонические Интервалы - кварта,
квинта), тем богаче, разнообразнее
и, конечно, сложнее для быcтрого
восприятия произведение.
Многие
из современных Прог-групп используют
в своем творчестве структуры,
созданные, к примеру, Титанами
жанра еще в начале 70-х. Лучшие
из сегодняшних исполнителей,
опирающихся на наследие прошлого,
хотя и используют знакомый уже
базис, но подкрепляют его собственными
оригинальными аранжировками,
что позволяет иметь "свое" лицо,
достаточно суверенный почерк.
К таким коллективам можно отнести
последователей Genesis:
Marillion,
Xitizen Cain в Арт-роке, в Прог-метале
идеи Black
Sabbath используют Candlemass
/ Abstrakt
Agebra и др., и подобных
примеров можно привести немало.
Есть и прямые подражатели-клонисты,
которые используют не только
структуры известных групп, но
и модель арранжмента, чаще всего
в более примитивной форме.
уществует
ли с точки зрения Автора предпочтительная
последовательность прочтения
статей Справочника?
Нет.
Справочник рассчитан как на молодых,
начинающих меломанов, в надежде
на их дальнейшее "восхождение"
от Протопрогрессива к более серьезным
структурам, так и на опытных любителей
Прогрессива. Последним, конечно,
нет никакой нужды заглядывать
в материалы об AC/DC итп, если это уже давно вне
сферы их интересов.
меют
ли какое-либо отношение исполнители
Отечественного Рока (Аквариум,
Алиса, ДДТ и т.д.) к Прогрессивному
Року в его общепринятом на Западе
и абсолютном (с точки зрения
прогрессивности) понимании?
Из
исполнителей Отечественного Рока
лишь Арсенал Алексея Козлова я
могу ставить в один ряд с ведущими
западными Прог-коллективами. Также
в рамках действительно Прогрессивного
рока работала наша группа Горизонт,
выпустившая, к сожалению, всего
два альбома (может больше?). К
сожалению, даже Пикник, Аквариум
и Алису я могу соотнести только
с лучшими проявлениями Протопрогрессива,
но в материале "ОТ
АВТОРА" я уже говорил, что
впредь не буду возвращаться к
исполнителям этого жанра. Понимаю,
что фактор дальнейшего освещения
прото-прог-коллективов, и ОСОБЕННО
отечественных, мог бы привлечь
к "Справочнику"
и "Вестнику
Прогрессивного Рока" гораздо
большее внимание, но я не могу
поступиться своими принципами
(или, если хотите, нынешними интересами)
и, как обещал, постараюсь рассказывать
только о лучших (далеко не только
в моем понимании!) проявлениях
Рок-музыки. Таким образом, материалы
об Арсенале и Горизонте впереди.
Что же касается ДДТ (да простят
мое мнение его многочисленные
поклонники), то этот состав я
даже просто к РОКУ отнести не
в силах и просто боюсь продолжать
свои мысли о них дальше.
Виталий Меньшиков: Октябрь 1998 года.
|
|
|
|
|
|
ProgressoR
- Uzbekistan Progressive Rock
Pages: since 1998
All trademarks and logos acknowledged
and used by permission
All rights reserved: Copyright
© 1998-'15 by Progressor
Honesty & Objectivity
No advertising! |
|
|
|
|
|
|